Перевод этой книги на русский язык был сделан Арча-Мурти д.д. Текст приводится по изданной в 1998 году небольшой книжке. Кто переводчик и издатель (Сатьявати д.д.), я не знаю. Просьба откликнуться.


Rambler's Top100

Господь Шри Джаганнатх

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уткала Деша - одна из самых священных земель, расположенная на Южном побережье. Жители этого штата очень праведны. Во время сотворения мира именно здесь совершались жертвоприношения, Ягьи, вследствие чего она даже названа Ягья Бхуми. Это место является хранилищем восемнадцати наук (Аштадаша Видья), а милость Лакшми Деви делает его еще более прекрасным. Люди там - искренние преданные Верховного Господа. Они почитают полубогов и богинь, а так же и своих родителей. Они искренни и полезны в человеческом обществе. Они не склонны к жадности, безнравственности или мошенничеству. Женщины, в большинстве своем, мягкие и великодушные, поддерживают свои нравственность и целомудрие за счет хорошего характера и поведения.

Брахманы, Кшатрии, Вайшьи, Шудры и Антьяджи строго следуют своим обязанностям. Домохозяева умеют с почетом встречать гостей.

Уткала Бхуми всегда священна благодаря присутствию там Верховного Господа, "Сваям Бхагавана".

Любая джива в этой вселенной с легкостью может достичь освобождения, просто получив Даршан Господа Джаганнатхи.

Невежественные и злонамеренные люди, будучи не в состоянии понять истинную природу, иными словами Сварупу, Господа Джаганнатхи, сбивают с толку и других своими ложными утверждениями и придуманными ими же историями. Шри Вьяса Бхагаван знал подлинную природу Господа Джаганнатхи, и описывал Его в Пуранах. Дабы рассеять ложное представление сложившееся у читателя, мы предлагаем ему верную картину Шри Кшетры, или Пури, и Господ Шри Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы, собранную из писаний Шри Вьяса Девы, в эту маленькую книгу.

Триданди Свами Шри Б. В. Пури

 

ГОСПОДЬ ШРИ ДЖАГАННАТХ

В Сатья-югу жил один благочестивый царь, родившийся в солнечной династии, его имя было Индрадьюмна. Этот царь, родившийся в очень благоприятный момент, был наделен всеми божественными качествами, такими как храбрость, чистота сердца, твердая вера в божественное знание, щедрость, самопожертвование, безобидность, правдивость, великодушие, доброта по отношению ко всем существам, стойкость, энергичность и всепрощение. Он совершил несколько Раджасуйя и Ашвамедха жертвоприношений. Он был великим преданным Господа Вишну. Он управлял своим царством, проживая в столице под названием Аванти.

Однажды, совершив Вишну-пуджу, царь вышел к придворным и попросил просвещенную публику рассказать ему о таком священном месте, где он смог бы своими глазами увидеть Господа Вишну. Услышав это, один святой странник, посетивший все священные места Бхаратаварши, сообщил царю, что на Восточном побережье есть одно святое место, названное "Пурушоттама Кшетра", где находится священная гора под названием Нилагири, или Ниладри, окруженная самыми разными видами деревьев. В центре этой горы растет большое дерево баньян на берегу озера Рохини Кунда, которое расположено на западной окраине горы. Увидевший или же прикоснувшийся к водам этого озера получит немедленное освобождение. На восточном берегу кунды стоит Нила-канта-мани Виграха - мурти Шри Васудевы, один его даршан способен немедленно одарить бессмертием и осознанием трансцендентной реальности. В близлежащей деревне под названием Сабар Дипака живут Сабары, или, иными словами, Адиваси. Деревня расположена на западном берегу Кунды. О Махарадж, целый год я жил там, совершая аскезы, чтобы доставить удовольствие Вишну мурти, Ниламадхаве. Я видел цветы, падающие с "Калпатару" и слышал мелодичные молитвы Вишну. Там я услышал древнюю историю о том, как ворона попившая воды из Рохини кунды получила освобождение, "Сарупья Мокшу". Благодаря влиянию этого места, я смог стать большим ученым, знатоком шастр, и могу видеть Господа Пурушоттаму повсюду.

Выслушав его речь, убежденный в ее правдивости, обрадованный Индрадьюмна решил послать своего священника, преданного по "имени Видьяпати, выяснить точное местонахождение божества Ниладри в Шри Кшетре. И Видьяпати направился в своей колеснице в Уткал Дешу. По пути он думал, что стал самой удачливой душой, поскольку ему предоставляется возможность собственными глазами увидеть "Нила Мадхаву", которого только гьяни и йоги могут увидеть в своих умах. Подъехав к широкой горе Нилачала, Видьяпати, не зная дальнейшего пути, вынужден был остановиться и сойти с колесницы, там он сел в тени дерева и стал молиться о даршане Нила Мадхавы.

Вскоре он заметил несколько человек, сидевших неподалеку и обсуждавших Бхагавана Вишну. Когда Видьяпати приблизился к ним, его принял Сабара по имени Вишвавасу, предложив в пищу холодную воду, фрукты и сладости. Проголодавшийся Видьяпати с удовольствием принял эти подношения. Вскоре Видьяпати поведал, что он - священник Индрадьюмны Махараджа из Аванти, который, услышав от одного преданного-пиллигрима о славе Нила Мадхавы, послал его разыскать это божество и в посте с нетерпением ожидает даршана Нила Мадхавы. Зная благочестивые намерения Видьяпати, Вишвасу предложил ему следовать за собой через густой лес.

По дороге он рассказал Видьяпати, что слышал в детстве о царе Индрадьюмне Махарадже, который совершит Сахасра Ашвамедха Ягьи и построит великолепный храм в Пурушоттам Кшетре, установив там Дару Брахма Джаганнатх с помощью Нарады и Брахмы. Вскоре они достигли цели, и Видьяпати получил божественный даршан невероятно красивого Нила Мадхавы, увидев Его собственными глазами. Из чувства глубочайшей любви к своему Господу, Видьяпати распростерся в поклонах и молитвах перед Ним. По возвращению в дом Вишвавасу, Видьяпати вкусил фрукты, сладости и другие подношения, которые были предложены Нила Мадхаве Девендрой и другими полубогами, а затем принесены в дом Вишвавасу и откушаны им же. Крайне удовлетворенный и благодарный Вишвавасу за его щедрость и обхождение, Видьяпати пообещал оставаться у него до конца своей жизни. Тогда Вишвавасу сообщил, что Индрадьюмна Махарадж прибудет в Пурушоттам Кшетру, но Нила Мадхава исчезнет, а затем явится и даст даршан в форме Сударшаны, Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы.

Видьяпати хотел сообщить ожидавшему в нетерпении Индрадьюмне Махараджу, где находится Нила Мадхава. Омывшись в Маходадхи и вновь получив привлекательный даршан Нила Мадхавы, на следующий день он отправился в обратный путь. На отъезд Видьяпати, Вишвавасу принес ему прасади-гирлянды, предложенные Девендрой мурти Нила Мадхавы, для того, чтобы передать их Индрадьюмне Махараджу. Через месяц Видьяпати прибыл в Аванти и предложил вечно-свежие прасади-гирлянды Махарадже. Индрадьюмна с восторгом принял их и Махапрасад, привезенный ему Видьяпати. Гирлянды источали сладчайший аромат и выглядели совершенно свежими. Они были предложены Девендрой и носимы Нилой Мадхавой.

Видьяпати рассказал Махараджу, что человек, получивший даршан Нила Мадхавы физически, своими глазами, определенно достигнет освобождения. Виграха выполнена из Нилаканта-мани, и в течение долгого времени ей поклоняются Брахма, Индра и другие полубоги, предлагая Ему священные гирлянды из ароматных и прекрасных цветов, один из которых Видьяпати принес для Махараджа. Видьяпати говорил: "Когда я достиг вершины горы Ниладри, я почувствовал райский аромат. Бессмертные разбрызгивали священную воду на горе, и, постепенно, танцуя и воспевая райские песни, полубоги обратились к Господу. Они были невидимы человеческому глазу, предлагавшие тысячи различных компонентов и возносившие молитвы Нила Мадхаве, затем, незаметно, они исчезли. Нила Канта Мани - Мурти, 81 (восемьдесят один) дюйм в высоту, и стоит Он на золотом цветке лотоса. Словами невозможно описать славу Шри Пурушоттама Кшетры. Все жители Шри Кшетры - преданные Пурушоттамы и наделены райскими качествами. Я слушал о славе Господа от Его слуг".

Услышав правду от Видьяпати и украсив себя прасадной гирляндой, которая была благословением от Господа Нила Мадхавы, Махарадж Индрадьюмна очистился, смыв с себя все грехи. Он достиг права получить даршан Нила Мадхавы своими обычными глазами. В конце концов, он решил отправиться в Шри Кшетру с царской роскошью, выполнить Сахасра-Ашвамедха Ягъю, сопровождаемую суровыми аскезами, с тем, чтобы удовлетворить Господа Пурушоттаму. Итак, имея в виду эту цель, Индрадьюмна ежедневно предлагал Бхагавану свои исполненные преданности молитвы. В какой-то момент туда прибыл Нарада, чтобы даровать царю благословение. Поприветствовав великого мудреца, царь смиренно предложил ему пуджу. Отдохнув немного, Нарада сказал: "Махарадж, все твои исключительные, прекрасные качества удовлетворили сидха-вриши, богов, Индру, и даже самого Брахму. Слава о тебе достигла даже Бадарикашрама. Бхакти к Нилачала-пати можно обрести только после тысячи предыдущих благоприятных рождений. Уничтожить невежество способно только божественное служение Хари, Бхакти. Существует четыре вида бхакти: тамасичное, раджасичное, бхакти в саттва-гуне и ниргуна-бхакти, иными словами, чистое бхакти. Благодаря саттвика-бхакти человек достигает Сатья-локи, бхакти в раджасе приводит человека на Индра-локу, бхакти в тамасе приводит человека на Питри-локу, а ниргуна-бхакти дает возможность обрести освобождение. Поскольку ты обладаешь чистым бхакти к Господу Пурушоттаме, ты - самая удачливая душа".

Услышав от мудреца Нарады о величии бхакти-йоги, Индрадьюмна попросил мудреца сопровождать его в путешествии в Нилачалу, поскольку ему очень не терпелось поклониться Нила Мадхаве. Выслушав его просьбу, Нарада пообещал отвести царя в Шри Пурушоттама Кшетру, поскольку Нарада обладал исчерпывающим знанием о Шри Кшетре и ее величии. Индрадьюмна высказал свое священное желание отправиться в Шри Кшетру на Джьешта Шукла Панчами, Пушья Накшатра, пятницу. Он пригласил всех своих подданных отправиться в Шри Кшетру, взяв с собой все свое имущество. В благоприятный день, совершив жертвоприношение и пуджу богам и богиням города Аванти, царь отправился в путешествие с мудрецом Нарадой на колеснице, запряженной десятью лошадьми. Члены царской семьи, министры, чиновники и вся армия, одетая в униформу со всем богатством, которое им принадлежало, последовали за царем в Шри Кшетру на колесницах, слонах и лошадях. Миновав несколько штатов, Индрадьюмна достиг наконец пределов Уткала Деши. Когда царь и мудрец Нарада отдыхали на берегу реки Читротпала, их посетил правитель Уткала Деши со своей свитой для того, чтобы выразить свое почтение Махарадже Индрадьюмне. Индрадьюмна в свою очередь со всем почтением встретил царя Уткалы и восславил его как самого благословенного и наиболее удачливого правителя Уткал Деши, земли, где Верховный Господь Нила Мадхава принимает его служение.

В ответ на эту хвалу царь Уткалы сказал:

"Махараджа! По божественной милости Верховного Господа ты наделен всеми исключительными, достойными поклонения качествами. Будучи императором, ты способен подчинить всех слабых правителей и злодеев. Твои славные деяния установили настоящую религию в этом мире. Махараджа! Сейчас голубая гора Нилачала покрыта густыми лесами. Никто не может проникнуть туда. Даже богам не часто случается бывать там. Пыльная буря скрыла ее почти полностью. От этого наша страна страдает от засухи. Махараджа! Мы рады приветствовать тебя! Твое присутствие на нашей земле принесет людям облегчение от страданий".

Выслушав от царя Уткалы об уходе Господа Нила Мадхавы, Индрадьюмна очень огорчился и бросил на мудреца Нараду взгляд, вызывающий сочувствие. Нарада, зная прошлое, настоящее и будущее, утешил его своей речью, сказав: "Ты - вайшнав, и потому твое святое желание увидеть Господа не останется неисполненным. Ты обязательно получишь даршан Шри Бхагавана". После короткого отдыха Индрадьюмна со своими спутниками пересек реку Маханади и достиг Экамра Вана - обители Лингараджа Махадевы. Этот Лингарадж был установлен там четырехликим Брахмой. Это священное место известно как Вираджа, - место, на которое Раджа и Тама гуны не способны оказать своего влияния. Совершив омовение в Вишну-тиртхе, Индрадьюмна, Нарада Муни и все их спутники отправились поклониться Анантавасудеву и Лингараджу. Приняв поклонение, Лингарадж сказал святому Царю: "О Индрадьюмна, ты величайший преданный Господа Шри Хари. Он обязательно исполнит твое желание".

Затем Махадев, Лингарадж, обратился к Нараде, сказав: "Пурушоттама Кшетра - трансцендентное тело Господа Шри Хари. Сердце Кшетры известно в мире как Атарведи, и в точности напоминает раковину (Шанкху). Я всегда пребываю там как Нилакантха. В настоящее время Нилакантха-мани, мурти Шри Хари, исчезло. Поэтому сначала там нужно установить Нрисимха Кшетру. Я обращаюсь к Махараджу с просьбой выполнить сто жертвоприношений Ашвамедха Ягья. Когда жертвоприношения будут закончены, пожалуйста, покажи царю Дару Брахму, который сейчас находится в форме очень большого дерева. Вишвакарма искусно вырежет из этого дерева четыре мурти. Когда его работа будет окончена, Брахма снизойдет с Сатья Локи, чтобы провести церемонию установления этих Божеств".

Благословленные Лингараджем Махадевой, царь и вся его свита отправились в путешествие к святой Шри Кшетре. Спустя два дня они приблизились к храму Капотешвара. Помолившись Капотешвару, воспевая Святые имена Господа Хари, паломники отправились дальше по направлению к Шри Кшетре. По дороге великий Нарада снова заметил на лице царя признаки глубокой печали и подавленности. Исполненный сострадания к этой великой личности, он обратился к царю со словами утешения: "О царь! Мы уже находимся в Шри Кшетре, которая является трансцендентным телом Господа Вишну. Отбрось слабость своего ума. Пожалуйста, не забывай о своем драгоценном желании, ведь сам Брахма послал меня сказать тебе, что ты должен отправиться в Нилачалу получить даршан Нила Мадхавы, и делается это по просьбе Ямы, Дхармараджа. Нила Мадхава исчез на следующий день после последнего даршана Видьяпати, ты не должен чувствовать угрызения совести и так убиваться, но тебе нужно совершить множество жертвоприношений, называемых Сахасра Ашвамедхья. Вслед за этим, когда он приведет Господа, ты получишь Его даршан". Услышав эти успокаивающие слова Нарады, Махарадж Индрадьюмна почувствовал какое-то облегчение на сердце.

Поселившись около Никантешвары, Индрадьюмна произвел все необходимые приготовления для проведения Ашвамедха ягьий длящихся одну тысячу лет. Под руководством величайшего из мудрецов - Нарады Муни, Индрадьюмна Махарадж вырезал из черного камня блистательное Нрисимха мурти и, установив Его по всем правилам под деревом черного сандала, начал поклонение Нрисимхадеву.

Созерцая прекрасное Нрисимха-мурти он нашел в себе силы преодолеть свою подавленность вызванную исчезновением Нила Мадхавы. И, все же, через некоторое время, Индрадьюмна Махарадж вновь попросил Нараду рассказать ему, где же находится Нила Мадхава. Мудрец указал на большое баньяновое дерево и сказал : "Махарадж! Здесь Нила Мадхава или Джаганнатх, покрыт золотым песком. Дерево, в котором Он скрыт, проживет одну кальпу, то есть столько же, сколько живет Брахма. Это место дарует освобождение всем тем счастливцам, которых коснется тень этого дерева. К западу от него расположен Нрисимхадев, а на север от него - Нила Мадхава. В свое время Господь появится, чтобы благословить тебя и даст свой Божественный Даршан всем, кто будет в этом месте".

Затем Девариши Нарада привез прекрасное Шри Мурти Нрисимхи на изукрашенной колеснице. Индрадьюмна, увидев Господа, почувствовал чрезвычайную радость, он простерся в поклоне перед Нрисимхадевом и предложил Ему молитвы. Нарада установил Нрисимха Мурти в месте, избранном Брахмой на Джьешта Шукла Двадаши в Свата Накшетру. Для того, чтобы удостоиться получить даршан Господа Джаганнатхи, Индрадьюмна Махарадж вновь начал проведение Сахасра Ашвамедхья ягьий. Вишвакарма соорудил пандал для проведения величественной жертвенной церемонии. Пандал этот был протяженностью в 4 мили. На это жертвоприношение царь пригласил полубогов, населяющих райские планеты. По его же просьбе туда пришли тысячи брахманов в совершенстве изучившие Веды, Сахаданга Мимамсу и Шастры, Ягья Видья Парангату, Карма Кушалу и Сабхасья Канмпа Кушалу. Также прославленным Индрадьюмной туда было приглашено множество возвышенных душ, все кшатрии и вайшнавы. В соответствии с обычаями он предложил поклонение каждому сандаловой пастой, гирляндами и одеждой. С молитвенно сложенными ладонями в присутствии Нарады, Махарадж попросил всех присутствующих благословить его на проведение жертвоприношения Сахасра Ашвамедхья, чтобы ничто не мешало этой великой церемонии, и обратился со смиренной просьбой ко всем, включая Девендру, оставаться там до конца Ягьи. Тогда Девендра открыл ему истину, сказав: "Махарадж! Ты парама-дхармика и человек, любящий истину. Я узнал о твоем благочестивом желании. Здесь на этом месте Нила Мадхава когда-то сказал нам: "Хотя Я и уйду отсюда, Я появлюсь вновь как Дару Мурти (Мурти выполненное из дерева) ради царя Индрадьюмны". Так пусть же Господь будет доволен твоими молитвами и жертвоприношением и благословит тебя. Сменив наши божественные тела на человеческие все мы будем оставаться здесь, служа Лотосным Стопам Шри Вишну.

Брахма повелел начинать Ягью. Господь Вишну и жители всех трех миров были удовлетворены проведением жертвоприношения. С их помощью и благословений Махараджу Индрадьюмне удалось завершить 999 жертвоприношений Ашвамедхья безо всяких преград. Когда же Индрадьюмна выполнял последнюю Ягью во сне ему явилось Дару Мурти Господа. На острове, окруженном океаном молока он увидел Калпа Врикшу, отмеченную знаками чакры и раковины. Под деревом он увидел трон из самоцветных камней, на котором стоял Господь, держа в руках раковину и лотос. Справа от Господа стоял Анантадев, а между Ними занимала свое место Лакшми-деви. Сударшана Чакра был по левую руку от Шри Хари. Перед Господом в почтении стояли Брахма и четверо Кумаров, которые возносили Ему свои молитвы.

Индрадьюмна понял, что это видение явилось к нему как награда за проведение Сахасра Ашвамедхья Ягьи. Испытав от этого трансцендентное счастье, он рассказал о своем сне Девариши Нараде. Мудрец ответил: "О благословенный Махарадж, Господь дарует тебе свой даршан. Ты сможешь созерцать Его в течение десяти дней, после окончательного завершения ягьи".

После пурнахути Махарадж вместе с членами своей семьи приготовился совершить омовение Авабхрита. Жители всех трех миров возносили свои молитвы Господу и Махарадже Индрадьюмне, благодаря его за проведение Сахасра Ашвамедха Ягьи. Тем временем, когда Индрадьюмна совершал вместе со своими приближенными омовение в океане около Белешвари Махадева, один из слуг пришел к Махараджу с сообщением о том, что огромное бревно коричневого цвета со знаками Чакры и Раковины вынесло из океана на побережье. Это не было какое-то обыкновенное бревно. Девариши сказал: "Те же четыре мурти, которые ты видел во сне сейчас пришли сюда, чтобы дать тебе даршан в виде дерева с четырьмя ветвями, увидеть Их может только джива-мукта, личность освобожденная уже в этой жизни. Сейчас, узрев их, ты полностью освободишься от скорби и грусти, вызванных исчезновением Господа Нила Мадхавы". Позже брахманы принесли на роскошном паланкине Девендру, сопровождая процессию воспеванием Ведических мантр и барабанным боем. Установив его на возвышении, они стали ежедневно предлагать ему свои молитвы. Во время одной из бесед с Нарадой о том, как вырезать Мурти из дерева, принесенного океаном, Махарадж Индрадьюмна услышал голос с небес, который провозгласил: "Господь Джаганнатх Сам придет в облике старого брахмана с инструментами и вырежет Шри Мурти. Ему нужно будет дать закрытое помещение, в котором он сможет находиться вместе с Дева Дару на протяжении 15 дней. Вокруг этого места постоянно должны звучать барабаны и музыка до самого того времени, когда работа будет завершена".

Вскоре Господь, скрывавшийся под обликом старого брахмана пришел к царю, чтобы вырезать Мурти Самого Себя. Махарадж Индрадьюмна, помня небесный голос, пребывал в радостном состоянии духа. Через несколько дней он стал видеть, как с неба падает дождь райских цветов, он чувствовал их запах и слышал небесную музыку из того самого закрытого помещения, где вырезались мурти. По прошествии 15 дней двери отворились: к всеобщему удивлению старого брахмана там не было. Но приближенные царя обнаружили в этом месте Шри Джаганнатха со знаками Раковины, Чакры, Булавы и Лотоса, Шри Баладеву с Булавой, Мушалой, Чакрой и Флагом в руках. Был также виден Ананта Мурти с зонтом и семью капюшонами над Их головами, а также Субхадра-деви: в одной руке она держала лотос, а другой благословляла присутствующих. Субхадра - это проявление Лакшми-деви в одной из ее форм.

И опять Индрадьюмне Махараджу с небес послышался голос, говорящий, что Мурти должны быть покрыты чистой шелковой тканью белого цвета. Затем Мурти следует раскрасить тремя цветами. Пусть Тело Джаганнатха будет выкрашено в черный цвет. Тело Субхадры в шафрановый, Баладевы - в белый, а Сударшана - бледно красным цветом. У людей, которые будут получать даршан этих мурти, будут исполняться все желания. Господь милостиво появился здесь, чтобы благословить все души желающие результатов артхи, дхармы, камы и мокши. Поблизости от Калпа Врикши расположено мурти Нрисимхадевы. На север от этого места должен быть сооружен большой, величественный храм, в котором нужно установить эти Мурти. С этого дня члены семьи Вишвасу (Сабара-бхакты), а также члены семьи Видьяпати получают наследственное право выполнять все самскары в этом храме, раскрашивать божества и совершать различное служение для их удовлетворения".

Услышав это божественное речение, Индрадьюмна велел раскрасить божества, покрыть Их тканью, одеть дорогие украшения. Затем слуги убрали защитный занавес вокруг алтаря, и все люди получили возможность увидеть Шри Мурти.

Царь Индрадьюмна разрешил всем жителям вселенной получить даршан Дару Мурти, чтобы освободить их от несовершенства и уз материальной природы. При этом сам он не преследовал никаких материальных интересов. Самовлюбленные и невежественные люди думают, что они контролируют деревянное мурти Джаганнатха и велят Ему, что и как делать. И сейчас именно таким образом материально настроенное общество совершает свой бизнес с трансцендентными Шри Мурти.

Под руководством мудреца Нарады Индрадьюмна Махарадж выполнил пуджу Шри Мурти, используя все необходимые для этого предметы, которые подготовили священники. Для Шри Джаганнатхи он провел обряд поклонения воспевая молитвы Пуруша Сукты, Баладеве он поклонялся с Двадашакхара Гопал Мантрой, Субхадре - с гимнами Деви Сукты, и Сударшан Чакре он поклонялся с Сударшана Сукта Мантрой. Завершив пуджу, и желая удовлетворить всех богов, Махарадж раздал несколько сотен тысяч золотых монет лучшим из дваждырожденных. Шанкходака, предложенная брахманам, стала огромным бассейном, заполненным водой и получившим название Индрадьюмна-саровар. Если кто-нибудь, омывшись в этом озере, совершает Деварчану, обряд поклонения Божествам, он получает плоды тысячи жертвоприношений Ашвамедхья. Воду этого священного бассейна можно сравнить с Гангаудакой - водой Ганги. Если человек предлагает пинду в этой тиртхе, то все его предки до двадцать первого колена полностью очищаются от грехов.

В благоприятный день Махарадж Индрадьюмна провел обряд поклонения Господу Джаганнатхе, медитируя на то, как возвести храм для Шри Мурти. Он выполнил васта-пуджу и Ягью, вознес молитвы Бхудеви, прося ее вечно стоять не колеблясь в том месте, где будет сооружен храм. Царь полностью удовлетворил слабых, обездоленных, бедных людей и выполнил все их просьбы. Правителям различных государств был оказан чудесный прием, и все они были в восторге, получив даршан Господа Джаганнатхи. Индрадьюмна Махарадж распорядился привезти скульптуры и камень, необходимые для возведения храма Господа и не скупясь тратил на это миллиарды золотых монет.

В настоящее время есть группа людей, считающих, что наши предки накапливали в храмах огромные богатства и из-за этого сейчас повсеместно воцарилась нищета. Будучи неудачливыми людьми, они не способны понять, насколько это важно - выполнять служение Верховному Господу, занимая многочисленных архитекторов и рабочих на протяжении многих лет. Так, материалы и предметы, имеющие прямое отношение к служению Господу сейчас используются невежественными людьми для того, чтобы улучшать свой материальный комфорт.

Все ведические брахманы в один голос воспели славу Индрадьюмне: "О Махарадж! То, что Господь Джаганнатх появился в облике Дару Брахмы в Пурушоттама Кшетре, как о том говорится в Риг Веде (10-155-3), это великая радость для всех чистых душ. В Ведах говорится, что Дару Мурти Джаганнатхи не может быть вырезано каким-то человеком. Оно является Апурушеей - нерукотворным образом. Верховный Господь, Его Творение, Его Деяния, Его приход в различных местах этого мира, непосредственно связаны со словами Веданты. Он становится известен через Веданту. Сама Веда провозглашает Его Веда-Веданта-Видья-Пуран-Пурушей и воспевает Его славу. Благодаря даршану Дару Мурти любое живое существо может получить освобождение. Эта Вигьяна Мурти уже сейчас появится перед нашим взором. Люди всей Бхарата Варши, а также люди Уткала Деши - самые счастливые в мире, поскольку они могут созерцать Господа своими собственными глазами".

Нарада сказал Махараджу, что отправляется на Сатья-локу, чтобы рассказать Брахме о приходе Господа Джаганнатхи в Шри Кшетру, и попросил установить Мурти Шри Нрисимхи после того, как будет полностью завершено строительство храма.

Правители различных частей Бхарата Варши посылали Махараджу Индрадьюмне огромные богатства, чтобы помочь ему завершить строительство блистательно красивого храма. Так на Ниладри был сооружен этот высочайший и прекраснейший Дом Господа. Мир еще не знал такого огромного храма. Все цари по достоинству оценили его красоту и величие. Индрадьюмна, войдя во вноса сооруженный храм, предложил поклоны мудрецу Нараде и попросил его благословений на то, чтобы храм простоял столько, сколько будет нужно выполнять служение Шри Мурти Господа Джаганнатхи. Нарада сказал: "Махараджа Господь появился в Шри Кшетре только ради тебя. Ты завоевал Всемогущего Бога своей чистой преданностью и стал Дживан Муктой. Теперь давай же вместе совершим поклонение ему. Но прежде мы должны отправиться на Сатьялоку и пригласить Господа Брахму, он непременно прибудет сюда вместе с Сапта Риши, чтобы провести установление Божеств в новом храме. Ни один человек, кроме тебя, не сможет достичь Сатья-локи в своем смертном теле. Сейчас же нам нужно отправиться в путь".

После этих слов Нарады Дева Риши и Махарадж Индрадьюмна обошли вокруг Шри Мурти, а затем отправились на Сатьялоку в Пушпавимане через Дживанлоку. Дживан-мукта Индрадьюмна в сопровождении Девариши Нарады прибыл на Сатьялоку в своем обычном теле, и это стало возможным для него благодаря его чистой Бхакти. Когда их колесница приблизилась к Сатьялоке, Нарада сказал: "Махарадж! Смотри, это пространство сияет ослепительней, чем тысячи лун. Оно дарует удовлетворение и радость, подобно океану нектара, и это - обитель Чатурмукхи Брахмы. Медленно продвигаясь вперед, они услышали голоса Брахма-риши, воспевающие ведические гимны. Затем они очень четко услышали Итихасы, Пураны, Чанды, Калпы и различные духовные истории. Когда Махарадж и Нарада приблизились к главным воротам дворца собраний Брахмы, они увидели бесчисленные сонмы богов, полубогов, Питов, дикпалов, Манвантхара-дхипов и всех тех, кто ждали у ворот дворца разрешения войти в покои Брахмы. Привратники позволили Нараде войти вовнутрь великолепного здания, а Индрадьюмну оставили у входа. Нарада прошел и, увидев своего отца, распростерся перед ним в дандавате, а затем сообщил Брахме о прибытии на Сатьялоку Царя Индрадьюмны. По распоряжению Брахмы Махарадже позволили пройти в зал собраний, в котором восседал Творец Вселенной, слушая мелодичное пение полубогов. Нараду охватило великое счастье, когда он услышал эту божественную музыку. Девендра же, увидев Индрадьюмну на Сатьлоке, был крайне поражен.

Когда музыка прекратилась, Брахма сказал: "О Индрадьюмна! Ты возлюбленный преданный Бхагавана Вишну. Его обитель не доступна людям, однако, благодаря благословению Нарады для тебя стало возможным достичь ее. Полностью очистившиеся мудрецы стремятся достичь этого места. И затем, достигнув этой обители, они продолжают соблюдать в великой строгости свои обеты и совершать тапасью до Маха Пралаи". Брахма очень хорошо знал, чего хочет от него Махарадж Индрадьюмна, и, все-таки, он спросил, с какой целью великий царь прибыл на Сатья-локу. На вопрос Четырехликого Индрадьюмна отвечал: "О Брахма! Ты очень хорошо знаешь мое желание. В согласии с твоей волей, и по настоянию Нарады, я выполнил Сахасра Ашвамедхья ягью. После завершения последней Ягьи, Дару Брахма в облике Джаганнатха появился в Шри Кшетре. Даршан Господа привел меня на Сатьлоку. В Нилачале я соорудил большой храм и сейчас прошу тебя установить там Господа Джаганнатху. Именно эта просьба привела меня к тебе вместе с Нарадой".

Тут в зал собраний вошел Дурваса Муни, который обратился к Брахме с просьбой впустить во дворец некоторых посетителей, что стоят у ворот уже достаточно долгое время в ожидании даршана Господа Брахмы. Услышав просьбу, Брахма сказал: "Эти посетители не в состоянии состязаться с Индрадьюмной, он Дживан Мукта. Он мой прямой потомок в 5-ом колене, он - великий Вишну Бхакта. Никто из тех, что стоят у входа не может сравниться с ним. Их аскезы помогли им добраться до ворот, но только лишь до них. Однако если ты так милостиво просишь за них, то они могут войти". Получив разрешение, Дурваса Муни ввел посетителей. Глядя на них, Брахма сказал Индрадьюмне: "Это замечательно, что ты построил храм для Господа Джаганнатхи. Но с того времени, как ты прибыл на Сатьялоку на Земле прошла одна Манвантара, вмещающая в себя семьдесят одну Дивья Югу. И за это время множество и множество твоих потомков родилось и ушло с лица Земли. Но храм, сооруженный тобой, а также Дару Брахма стоят там нерушимые. Ты не в состоянии чувствовать на себе поток времени, и на тебя не влияет ни старость, ни физическая смерть. Махарадж отправляйся в Шри Кшетру, проведи там Самскару освещения храма и собери все необходимое для установления Божеств".

Индрадьюмна собрался вернуться на Бхулоку, но прежде боги с его позволения спросили Брахму: "Почему Нила Мадхава, кому они прежде поклонялись, как величайшему из богов появился в облике Дару Брахмы после своего непостижимого исчезновения из Ниладри". Это был тайный и сокровенный вопрос, ответа на него тогда не знал никто. Услышав их вопрос, Брахма сказал: "На протяжении первых пятидесяти лет моей жизни Шри Хари присутствовал в видимом облике в Шри Пурушоттама Кщетре, облике Нила-Канта-Мани мурти. С сегодняшнего дня, с утра, начинается Швета Вараха Калпа, и я вхожу во вторую половину моей жизни. И теперь пришло время появиться первому Сваямбхува Ману. Владыка всего сущего, Бхагаван Джанардана, в образе Дару Мурти сегодня с утра появляется на Бхулоке и до конца моей жизни Вссемогущий Господь будет оставаться там в облике Дару Брахмы. Знайте, чтоб я не отличен от самого Вишну, Шри Вишну это моя жизнь и мое сердце, а я - в сердце Вишну. О Деваты! Шри Пурушоттама - причина возникновения и существования этой вселенной, вечно пребывает на Швета Двипе, острове посередине молочного океана, покоясь там в Божественном сне. Волосы на Его трансцендентном теле можно назвать Божественными деревьями - Кальпатару, отмеченными знаками раковины и чакры.

Один из волосков под видом бревна по своей воле вышел из океана молока и позднее принял облик Единственного Наслаждающегося во Вселенной - Господа Джаганнатхи. Увидев, в каком подавленном состоянии находятся Дживы в этом мире, Наимилосерднейший Шри Кришна, исполненный сострадания, поселился среди них в образе Дару Брахмы.

Существует четыре юги: Сатья, Трета, Двапара и Кали. Четыре вместе взятые они составляют одну Дивья югу. По летоисчислению людей одна Дивья Юга длится 4 320 000 лет. На протяжении одного дня Брахмы сменяется 14 Ману, и жизнь одного Ману длится семьдесят одну Дивья Югу, Брахма живет 100 лет по небесному летоисчислению. Затем, в день его смерти наступает Маха Пралая - Великое Уничтожение Вселенной, во время которой уничтожаются все 14 миров.

Выслушав речь Брахмы, Деваты пообещали ему родиться на Бхулоке с тем, чтобы служить Господу Джаганнатхе в Шри Кшетре. Видя их неподдельное желание, Брахма сказал полубогам, что собирается установить Мурти Господа Джаганнатхи в храме, воздвигнутом Индрадьюмной Махараджем в Шри Пурушоттама Кшетре. Радуя сердце Брахмаджи, все полубоги отправились на Землю сопровождая победоносного царя Индрадьюмну и приняли там человеческое рождение.

Добравшись до Бхулоки и ступив на священные земли Шри Кшетры, Индрадьюмна Махарадж поклонился Господу Джаганнатхе и вознес Ему свои исполненные любви и преданности молитвы. Все полубоги, прибывшие вместе с царем, последовали его священному примеру. Махарадж был безумно рад видеть, что Всесильное Время ничуть не затронуло прекрасный храм, и он стоит в таком же величественном виде, как и многие годы назад. Вскоре к храму прибыли Падманидхи и Вишвакарма, чтобы, выполняя волю Брахмы, приготовить все предметы, необходимые для установления Божеств.

В это время миром правил император по имени Гала. Увидев великолепный храм в Шри Кшетре, он, в отсутствие Индрадьюмны Махараджа, решил установить там самопроявленное мурти Господа Мадхавы.

С помощью Вишвакармы Махарадж Индрадьюмна за короткий срок сделал все необходимое для роскошной встречи Брахмы, Брахма-риши, Деватов, Сидхов, Муниндров, правителей Бхулоки и Нагараджей с Патала Локи, всем им был оказан поистине царский прием. Услышав об роскошных приготовлениях Индрадьюмны, разгневанный Гала Раджа направил свои войска на Шри Кшетру. Однако к своему великому удивлению в Ягьяпандале царя Индрадьюмны он увидел сонмы богов и Девариши Нараду. Его гнев мгновенно прошел, и Гала Раджа смиренно приблизился к Индрадьюмне с просьбой простить ему его безумие. После, он со всем вниманием выслушал из уст царя Индрадьюмны всю историю Дару Брахмы: как появился Господь, как был сооружен храм, также рассказ о том, как Брахма со всеми полубогами спустился с Сатьялоки, чтобы присутствовать на всех очень сложных церемониях по освещению храма и установлению божеств. Гала Раджа раскаялся в своем невежестве, он очень сожалел, что был не в состоянии получить его даршан, несмотря на свои частые визиты в Шри Кшетру. Гала Раджа утешал себя, думая, что Индрадьюмна милостиво передаст ему служение Господу Джаганнатхе после того, как Божества будут установлены в храме. Гала Раджа жаждал увидеть великую церемонию, которую до того времени не проводил ни один человек. Видя сокровенное желание Гала Раджи, Махараджа Индрадьюмна сказал ему, что после установления Дару Брахмы в храме, он отправится на Брахмалоку, а все обязанности по выполнению служения в храме передаст ему. И с того времени Гала Махараджа должен будет служить Господу Джаганнатхе в храме так, как Господь того хочет. После Гала Раджи к царю Индрадьюмне обратился великий мудрец Нарада, он попросил Махараджа подготовить три колесницы, украшенные золотом. На колеснице Васудевы должен был быть установлен знак Гаруда Дхваджа, на колеснице Субхадры - знак Падма Дхваджа, а колесница Баладевы должна быть украшена знаком Тала Дхваджа.

Мудрец Нарада, в совершенстве знающий все обряды, провел церемонию освещения этих колесниц. Затем он выполнил обряд поклонения Нрисимхадеву и после этого предложил пуджу Гаруде. Мурти Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы поместили на свои колесницы. Все брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры начали нести божественное служение Шри Мурти, омахивая Их чамарами, веерами из павлиньих перьев и осыпая цветами и поднося различные плоды. Махатмы и Садху ждали, держа в руках веревки, с помощью которых они должны были тянуть колесницы.

Закончив все необходимые приготовления, Индрадьюмна вместе с Деватами ожидал прибытия Божеств в Пандале. Вдруг, совершенно неожиданно зазвучала райская музыка, и все вокруг озарилось божественным светом. Все люди находящиеся в пандале сомкнули свои веки, поскольку глаза их не могли вынести ослепительного сияния. Постепенно они привыкли и стали медленно открывать глаза, оглядываясь по сторонам, все присутствующие увидели Брахму сидящего на золотом вимане, запряженном сотнями белых лебедей. С одной стороны Брахмы стоял Бог Луны, а с другой - Бог Солнца; в руках они держали белые зонты. Брахму окропили святой водой из Ганга и Ямуны. Брахма-риши стали воспевать его славу, апсары танцевали, а гандхарвы играли на музыкальных инструментах.

Индрадьюмна поклонился, и с молитвенно сложенными руками вознес хвалу господу Брахме. В сопровождении Нарады и Дурвасы, Брахма приблизился к воротам храма и при виде его необычайной красоты волны радости залили сердце прародителя всех живых существ. Повернувшись к Индрадьюмне, он сказал: "Ты должен быть очень счастлив, поскольку на открытие твоего храма прибыли жители всех семи планетных систем".

Брахма с большим почтением трижды обошел вокруг трех колесниц - Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, и в великом экстазе вознес свои молитвы. Затем он поклонился Ягьяпандалу и обошел вокруг него, посмотрев с какой роскошью Индрадьюмна Махарадж устроил там всех Деватов, Брахмариши, Брахманов, Кшатриев, Йогов, Аскетов и Вайшнавов.

Под божественным руководством Брахмы, Махариши Бхарадваджа провел в храме все необходимые ритуалы и установил в нем Господа Джаганнатху. Затем Брахма, Нарада и другие Махариши с молитвенно сложенными руками, воспевая хвалу Господу, подошли к колесницам и медленно перенесли Шри Мурти Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры в Ягьяпандал. Там они принялись совершать абхишеку, церемонию омовения, используя воду всех святых Тиртх. Купая Шри Мурти, они читали Шри Сукту и Пуруша Сукту. По завершении этого обряда все три Мурти были перенесены во внутренние покои храма и установлены на Ратна Симхасане (трон из драгоценных камней). Брахма припал к Господу, обращаясь к нему с молитвами: "О Господь! Ты существуешь вечно, Ты причина всех причин, вся Вселенная расположена в Тебе, однако, Ты милостиво, по собственной воле расположился в этом храме. Мы проводим эту церемонию установления по Твоей Божественной воле". Затем, коснувшись Лотосного сердца Дару Брахмы, Падмайони выполнил джапу состоявшую из 1000 Анустура Мантр.

Церемония установления Божеств Махараджем Индрадьюмной была проведена на Вайшакха Шукла Аштами в Пушья Накшетру, что пришлась на четверг. Если человек получает даршан Господа именно в этот благоприятный день, он непременно обретает спасение. Когда все было окончено, Брахма попросил Индрадьюмну войти в храм и чествовать Господа.

Индрадьюмна же, войдя в храм, увидел Господа в облике Нрисимха Мурти, и его удивлению не было предела, он сразу же рассказал об этом Брахме. Джаганнатх по своей беспричинной милости дал своей первый даршан в облике Нрисимхи с тем, чтобы люди не думали, что Бог это просто статуя сделанные из дерева. Таковым было заключение Господа Брахмы. Брахма пропел гимны в честь Нрисимхадева и посвятил Индрадьюмну в воспевание Нрисимха-мантры из Атхарва Веды. Все знатоки Веданты единодушно провозгласили, что только с помощью этой мантры можно достичь сияющей Вайшнава Локи. В этой мантре заключены все четыре Веды. В самом начале сотворения Мира Сваямбхува Ману получил эту же мантру от того же Брахмы и так развернул творение. Благодаря воспеванию этой мантры человек обретает все восемь сидх. И только эта мантра может даровать плоды, которые приходят при совершении всех ягьий, Тиртха Ятр и раздачи милостыни.

Это Божественное Мурти Нрисимхи очищает сердца людей и уничтожает все их грехи. Получив от Брахмы Нрисимха мантру, царь Индрадьюмна взглянул на алтарь и увидел там спокойного, умиротворенного Джаганнатху Свами вместо ужасающего Нрисимха-мурти, и великое счастье захлестнуло все его естество. Аватари Кришна даровал Свой Даршан Индрадьюмне по Божественному желанию Брахмы. Глядя на Нрисимхадева, Махараджа был совершенно изумлен, не понимая, как четыре мурти, привезенные на трех колесницах, стали одним Нрисимха Мурти с ужасающим львиным лицом. Брахма сказал Индрадьюмне : "О царь! Ади мурти Джанарданы - это форма Нрисимхи. Он появился здесь в таком облике для того, чтобы даровать мне Свои благословения. Не считай, что Джаганнатх - это деревянная статуя, это Божественное изваяние уничтожает все печали и дарует полное вечное блаженство. Само Мурти никогда не бывает отличным от Верховного Господа. Дару Брахма виден в облике 4-х мурти в соответствии с четырьмя Ведами. Все люди, обладающие истинным духовным знанием, осведомлены, что Он - это тот, кто развертывает творение, поддерживает его, и, в конце концов, уничтожает. Также, Он - Дару Брахма в Его, данной в откровениях, форме. Трансцендентный звук и облик не отличны друг от друга, и , зная это, о царь, можно понять, что Риг Веда - это Господь Баладев, Сама Веда - Господь Джаганнатх или Нрисимха, Яджур Веда - Субхадра и Атхарва Веда - это Сударшана. Так, все четыре Веды становятся видимы в облике четырех Шри Мурти. Не сомневайся, что Господь может прийти в любой форме, в какой пожелает. Он существует в разных обликах в момент творения Вселенной , и во время ее разрушения. Он - Всепронизывающий и Всемогущий. Поклоняйся Джаганнатху с беспримесной преданностью и всецело предайся Ему. Если человек, имеющий любые желания, поклоняется Ему здесь с мантрой, которую я тебе дал, невзирая ни на что, он сможет удовлетворить Джаганнатха". После того, как Брахма вознес молитвы Нрисимхадеву, четыре мурти Джаганнатх, Баладева, Субхадра и Санкаршана снова даровали преданным Свой даршан. И вновь Брахма поклонился Джаганнатху, воспевая Пуруша Сукту, Баладеве - медитируя на Двадашакхара Мантру, Субхадре - повторяя Шри Сукта Мантру, и Сударшане он молился, произнося Двадайва мантру. Затем он сказал, обращаясь к Богу Богов: "О Господь! Ты всегда очень милостив к Своим преданным. Махарадж Индрадьюмна получил Твой даршан после многих рождений, в которых он выполнял преданное служение безо всяких преград. Твой даршан может мгновенно даровать освобождение. Однако этому царю не нужно ничего, кроме возможности служить тебе и внимать нектарным словам, исходящим из Твоих Святых уст".

Чтобы пробудить еще большую веру в Своих преданных, Дару Брахма сказал: "О Индрадьюмна! Я чрезвычайно доволен твоей Нишкама-кармой и Бхакти. Никто кроме тебя не обрел такого богатства преданности. Я благословляю тебя, пусть твоя преданность Мне при всех обстоятельствах остается непоколебимой. Ты соорудил великолепный храм, потратив на это огромное богатство. В будущем этот храм может потребовать ремонта и перестроек, но Я никогда не покину его, даже если он будет реконструирован, и буду оставаться здесь до конца жизни Брахмы. Твое имя навсегда войдет в историю, будучи связанным с этим храмом. Все твои Сахасра Ашвамеха Ягьи удовлетворили Меня, и поэтому Я появился в день полнолуния месяца Джьешты. Поэтому постарайся устроить так, чтобы каждый год на Джьешта Пурниму проводилась Моя Маха Снана - Великое Омовение. Все присутствующие на этой церемонии несомненно будут очищаться и получать великое благо. К северу от Калпа-тару расположен колодец, именуемый Сарва Тиртха Май. Во время Джьешта Шукла Чатурдаши ты будешь обязан проводить необходимые ритуалы, связанные с этим колодцем. В день Пурнимы пусть брахманы с золотыми кувшинами приносят воду из того колодца и используют ее для купания Трех Мурти. Для совершения этой Снана Абхишекхи тебе нужно соорудить пандал в северо-восточном углу храма. Перенесите все три Мурти в Пандал и, по завершении церемониального омовения пусть все три божества будут возвращены обратно на алтарь. На протяжении 15 дней после этой Снана Абхишекхи никому не разрешается смотреть на Меня. После этого нужно устроить большой праздник в храме Гундича. Тот, кому посчастливится увидеть Меня на колеснице в день Ашада Шукла Двити, сочетаемый с Пушья Накшатрой, очистится от всех грехов и станет освобожденной душой. И так ты будешь теперь обязан отмечать Мой великий Праздник Колесниц. То место, где ты проводил Сахасра Ашвамедхья Ягьи, и где Я появился впервые, это возвышение Гундича. Каждый год в определенное время тебе нужно привозить Нас туда на трех колесницах. Это мое возлюбленное место, ведь ты совершал там поклонение Мне на протяжении тысячи лет. Но не думай, что храм в Нилачале, который ты соорудил для Меня под руководством Брахмы дорог мне меньше, чем платформа Ашвамедхья Ягьи, и все же Нрисимха Кшетра дарует мне большее удовлетворение, поскольку это место Моего рождения, и Я находился там на протяжение многих тысяч лет. Однако Брахма и ты, о лучший из царей, установили Меня в храме в Нилачале и там я буду пребывать вечно, согласно твоему исполненному преданности желанию. Но каждый год на протяжении девяти дней я буду жить в Моем родном месте, в Гундиче, расположенном рядом с Индрадьюмна-сароварой. Те, кто получают мой даршан в Адара Мандал после совершения ритуального омовения в той святой кунде, несомненно попадут на Вайкунтху. И вот только так, как Я описал тебе, следует ежегодно выполнять все церемонии, посвященные Мне: Снана, Паршвапаривантан, Утхапана, ритуалы в Маргаширшья, Пушья Снана, долочава в Пхалгуну и многие другие церемонии, приносящие мне удовлетворение". Обернувшись к Брахме, Господь Джаганнатх осыпал его благословениями. Он сказал: "По твоему желанию Я появился здесь в Нилачале в облике Дару Брахмы, чтобы удовлетворить Моих преданных. Сейчас, пожалуйста, возвращайся на Сатьялоку и пусть все боги вернуться на свои Девалоки. Не сомневайся, что я буду пребывать в этом месте ровно столько, сколько ты будешь жить на Сатьялоке". Услышав эти слова все, Деваты вернулись в свои изначальные обители, а Господь Джаганнатх остался в храме в Нилачале в образе Дару Брахмы, чтобы беспрерывно даровать Свои благословения всем существам, населяющим эту Вселенную. Индрадьюмна хотел было последовать за Брахмой на Сатьлоку, но Брахма посоветовал ему оставаться в Нилачале и выполнять служение Господу Джаганнатхе, никогда не прерывая его. "Если Господь удовлетворен нашим служением, это значит, что все наши желания уже выполнены", - сказал Брахма. Святой царь Индрадьюмна, послушав Брахму, остался в Нилачала Кшетре, чтобы всю свою жизнь выполнять служение во славу Господа Джаганнатхи.

ШРИ КШЕТРА ПУРИ

Семь главных улиц города.

В Пури достаточно много улиц и переулков, однако, главнейшими из них считаются лишь 7 улиц и 42 переулка:

1. Улица Гауда Бада - самыми знаменитыми на ней являются: Ямешвар, Тота Гопинатх, Камакши, Сата Лахари Матх, Сатасан Матх, Пурушоттам Матх, Хари Дас Самадхи Матх и Суна Госвами Матх.

2. Улица Харачанди - самые значительные на ней: храм Капала Мочан, Басали Деви, Маха Пракаш Матх, Нага Матх, Суранги Матх, Пода Матх, Дукхишьямбаба Матх, Пхалахари Матх, Ория Матх, Большой Ория Матх, Малый Ория Матх, Кхаджурия Матх, Кимбхира Матх и Хата Гуру Деви Матх.

3. Улица Бали - на ней находятся: Старое Место Пури Гаджапати Махараджи, Ашта Самбху, Шьямакали, Бахари, Сидха Бакула, Уграсена Мандапа, Швета Мадхав, Швета Ганга, Бата Локнатх, Старый Бали Матх, Шанкар Матх, Шанкарананда Матх, Гопал Тиртха Матх, Шива Тиртха Матх, Кабир Чаура, Видура Ашрам, Баули Матх, Сваргадвар Матх, Бада Тарала Матх, Сана Тарала Матх, Венкатачари Матх, Гирисвами Матх, Радхаканта Матх, Гангамата Матх, Харидакхандхи Матх, Самадхи Матх, Бада Джхаду и Сана Джхаду Матх. Рамдас Матх, Рагхав Дас Матх, Каусалья Дас Матх, Лунья Матх, Чаудхури Матх, Панджаби Матх, Кунджа Матх, Джайпур Матх, Джагатамохини Матх, Бхригу Ашрам, Чикити Матх, Ранга Махал, Говинда Кунджа и Веда Видьялая.

4. Улица Калики Деви - самыми достойными посещения на ней будут: Маха Калешвар, Дакшина Калджи, Гача Кали, Эмар Матх, Нарасимхачари Матх, Мангу Матх и Авадхута Матх.

5. Улица Доломандап - там вы встретите: Радха Валлабха Матх, Дамапада Матх, Халадия Матх, Джханджапита Матх, Сидха Матх, Набал Дас Матх и Ангира- Ашрам.

6. Улица Кундхайбента - на ней расположены: Нилакантха и Рамачанди, Маусима, Хатаджоджи Тхакурани, Джхадешвари, Сису Матх, Пандита Матх, Нуя Матх, Джханджапита Матх, Бхарати Матх, Патара Матх, Ландимата Матх, Пуран Сабха Матх, Лавани Кхия Матх, Раджгуру Матх, Гандхарва Матх, Парамананда Дас Матх, Госвами Матх, Нидха Дас Матх, Бали Бабаджи Матх, Фалахари Матх, Чаулия Матх, Баладанди Матх, Кхелоре Матх, Ахалья Матх, Брахмачари Матх, Итота Матх, Чайтанья Чандра Ашрам, Сунар Гауранга Матх, Джайджай Рам Матх, Махабирия Матх, Манирам Матх, Джайпур Матх, Ранн Матх, Кандуджхер Матх, Пурья Рани Мандир, Нима Акхада, Хати Акхада, Багха Акхада, Саларбаг Матх, Кадали Патука Матх, Дашаватар Матх, Джаганнатх Матх, Кхак Акхада, Капудия Матх.

7. Улица Маркандия: Маркандешвар Махадев, Бада Шантха Матх, Сана Сантха Матх, Нандини Матх, Катаки Матх, Канас Матх, Калитилака Матх, Крипа Самудра Матх, Билли Матх, Тримали Матх, Уттар Парсва Матх, Бада Акхада Матх, Сана чата и Бада Чата Матх, Чхауни Матх, Папудия Матх, Лангули Матх, Торани Чхатра Матх, Рамаджи Матх и Вишакха Матх наиболее интересные места для паломников.

НАНДИГХОШ, ДАРПАДАЛАН И ТАЛАДХВАДЖА (ТРИ КОЛЕСНИЦЫ)

В этой главе рассказывается о конструировании колесниц для Баладевы, Субхадры и Джаганнатха, на которых Божества перевозятся в Гундича Мандир на Ашарха Шукла Двитлу. Сооружение этих колесниц начинается на Шукла Трутья месяца Вайшакхья. Колесница Джаганнатха именуется "Нандигхош", ее высота 33 локтя и 5 дюймов. Состоит она из 832 деревянных частей, имеет шестнадцать колес. Правит этой колесницей Гаруда, а на флаге изображены: Хануман, Чандра и Шанкха Айодха. Эту колесницу красят в красный и желтый цвета. В нее запряжены 4 лошади: Шанха, Балакха. Швета и Харидашва. Имя Шаратхи, колесничего, - Дарука.

Колесница, на которой восседает Субхадра называется "Дарпадала". Ее высота 31 локоть, состоит она из 593 деревянных частей и на ней укреплено 12 колес. Управляет этой колесницей Джаядурга. Флаг, защищающий колесницу Трипура: Сундари вместе с Айодхьей. Колесницу раскрашивают в черный и красный цвета. Имена же четырех лошадей, ведущих колесницу таковы: Рочика, Мочика, Джита и Апараджита.

Третья колесница - колесница Балабхадры - именуется Таладхваджа. Высота колесницы 32 локтя и 10 дюймов, она состоит из 763 деревянных частей и имеет 14 колес. Имя ее колесничего - Васудева. На флаги помещены Айодхья, Хала и Мушала, Бхадрапитха и Аштхадала падма. Колесницу окрашивают в красный и голубой цвета. Имя колесничего - Матали. Охраняет колесницу Бхашкара. Четырех лошадей, везущих ратху Баладевы зовут: Тибра, Гхора, Диргха Шрама и Шваран Набха.

ЕЖЕДНЕВНЫЕ ПОДНОШЕНИЯ

Ежедневно для удовлетворения Господа на храмовой кухне готовится 56 различных блюд. В огромной кухне, на протяжении тысячелетий сохраняется огонь, именуемый Вайшнава-агни. Каждый день Джаганнатху предлагают два подношения: Шанхуди-Бхога - это рис, дал и овощные блюда. Они приготовляются на главной кухне. На западной кухне, которая также находится на территории храма, приготавливается Нишанкхуди-Бхога. Со дня открытия храма Джаганнатха меню остается одним и тем же. Бхога предлагается Господу Вселенной 5 раз в день. После этого прасад Джаганнатхи предалагается Симале и раздается как Маха-прасад. Для удобства паломников пришедших издалека и желающих взять с собой махапрасад Джаганнатхи, его высушивают. Высушенный махапрасад называется "нирмалья". Шесть подношений, ежедневно совершаемых в храме таковы: 1) Гопалаваллабха, 2) Утренняя Дхупа, 3) Полуденная Дхупа, 4) Сандхйа Дхупа, 5) Бада Симхар Дхупа и 6) Упадхи Бхога.

Ежедневно в глиняных горшочках готовится как минимум 72 вида риса и соответственное количество дала и овощей. Кухню всегда содержат в чистоте. Ни в одном из подношений не используются определенные виды овощей, чили, лук и чеснок. Прасад Господа Джаганнатхи известен как "Анна Брахма".

ОСОБЫЕ УКРАШЕНИЯ ДЖАГАННАТХИ

В течение года в храме Джаганнатхи используется 19 разновидностей Шрингара, или нарядов, для украшения Божеств Джаганнатхи, Субхадры и Балабхадры. Эти 19 нарядов таковы: 1) Чандан Лаги, или одеяния из сандаловой пасты; 2) Наряд Ганеши; 3) Золотой наряд; 4)наряд Калия Далана; 5) Вана Бходжан Веша; 6) Праламбасура Самхара Веша; 7) Кришна Баларам Рупа; 8) Вамана Рупа; 9)Раджан Веша; 10) Радха Дамодар Веша;11) Лакшми Нараян Веша; 12) Банка Чуда Веша; 13) Тривикрама Веша; 14) Нарасимха Рупа; 15) Одеяние Раджа Раджешвар; 16) Нагарджуна Веша; 17) Падма Веша; 18) Гаджа Удхара Веша; 19) Чачерия Веша.

ГОСПОДЬ ГАУРАНГА В ПУРИ

Господь Шри Кришна Чайтанья, после принятия санньясы в Катве от Кешавы Бхарати, посетил Шантипур и затем отправился в Пури. Вместе с Нитьянандой Прабху, Джагаданандой, Мукундой, Гададхарой, Говиндой и Брахманандой Он приближался к святому городу, посетив Ремуну, Белесар, Джайпур, Каттак, Бхубанешвар и Сакши-Гопал. Прибыв в Пури, Господь Чайтанья вошел в высокий роскошный храм Господа Джаганнатхи и помчался к Божеству, чтобы обнять Его в экстазе воссоединения после длительной разлуки. Он впал в глубокий трас, Сарвабхаума Бхаттачарья перенес юного санньяси к себе в дом. Позднее последователи Чайтаньи пришли к Сарвабхауме и стали воспевать имя Шри Кришны прямо в уши Махапрабху. Господь вышел из транса и обрел признаки внешнего сознания только по прошествии восемнадцати часов. Сарвабхаума был придворным пандитом царя Пратапарудры, наиболее известным логиком и самым выдающимся ученым школы монизма своего времени. Этот возвышенный брахман стал непоколебимым последователем Шри Чайтаньи. Очищающее общение со Сарвабхаумой приводило многих жителей Ориссы к лотосным стопам Шри Чайтаньи. Одарив милостью Своего возлюбленного спутника Сарвабхауму, Махапрабху отправился в двулетнее странствие по Южной Индии, чтобы даровать спасение людям, населяющим те края. По возвращении в Пури, Шри Чайтанья поселился в доме Каши Мишры. В настоящее время этот дом находится на территории Радхаканта Матха. Множество преданных из разных частей Индии стекаются туда, чтобы провести в Его обществе Чатурмасью. Каждый год в Пури проводится 9-ти дневный праздник колесниц. Господь Джаганнатх вместе с Субхадрой и Баладеваой в сопровождении своих преданных, совершающих Харинама Санкиртан, отправляется в путешествие из Нилачалы в Гундича Мандир. Три Мурти - Господа Джаганнатхи, Субхадры и Балабхадры выносят из главного храма и помещают на колесницы Нандигхош, Дарпадалан и Тала Дхваджа. На Ашарха Шукла Двитья Гаджапати Махарадж, живущий в Пури, приходит с золотой Метлой в руках, чтобы самому очистить путь для Джаганнатх-Ратха Ятры. Он вручил всю империю, себя и свою семью Господу Джаганнатхе. Поэтому он не стыдится выполнять эту черную работу. Такое служение называется Черапахара. После того, как Шаратхи занимают свои места на колесницах, преданные под громкие звуки Санкиртаны начинают тащить эти повозки с Божествами. Когда колесницы достигают Гундича Мандира, все Шри Мурти под пение Святых Имен, сопровождаемое игрой на музыкальных инструментах, вносят в храм. Шри Мурти остаются в храме 9 дней, а на 10-ый день, на Дашами, начинают свое путешествие обратно. В течение этого праздника Господь являет множество Своих лил. Так, на пятый день после прибытия Божеств в Гундича Мандир, туда, с огромной процессией, приходит Богиня Лакшми. Накануне праздника колесниц Чайтанья Махапрабху со всеми своими последователями проводил великую церемонию очищения храма Гундича. Это делалось из года в год. Махапрабху объяснял Своим ученикам, что очищение Гундича Мандира являет собой процесс очищения сердца преданного, и, если джива хочет, чтобы Шри Кришна вошел на трон ее сердца, то сначала ей нужно очистить его от всей накопившейся там грязи. Под руководством Верховного Господа Шри Кришны Господь Чайтанья проявляет Себя в каждом сердце как Верховный контролирующий, живущий внутри. Трон Бхагавана Шри Кришны следует очистить от всех желаний наслаждения и отречения и омыть святой водой беспримесной преданности. Когда Баладева, Субхадра и Господь Джаганнатх путешествовали из нилачалы в Сундарачалу (Гундича), радость Шри Чайтаньи не знала границ. Неотрывно глядя на прекрасный лик Своего возлюбленного Мадана-Мохана, Чайтанья начинал танцевать вместе со всеми Своими последователями, которые были разделены на семь групп и полностью поглощены Хари Санкиртаной. Мелодия Нама Санкиртаны наполняла три мира и заглушала собой все материальные звуки. В это время Шри Чайтанья проявлял Свою Божественную природу. Его видели танцующим в семи группах одновременно, и при этом преданные в каждой группе думали, что Господь находится только рядом с ними. Раджа Пратапарудра, имея особое благословение от Господа, мог видеть Его сразу в семи группах одновременно. Склоняясь перед Божеством Господа Джаганнатхи, Махапрабху молился ему такими словами: "Намо Брахманья Девая, Гобрахмана хитаяча, Джагаддхитая Кришная Говиндая Намо Намах". - "Слава, слава Верховному Господу Шри Кришне, самосветящемуся сокровищу династии Вришни, чья кожа темно-голубого цвета, как грозовое облако, и чье тело очень нежно. Слава, слава Шри Мукунде, спасающему мир и освобождающему его от тяжкого бремени грехов".

"Слава трансцендентному Купидону Вриндаваны, прибежищу мира, который является нерожденным, и в то же время рожден от Деваки. Он глава Яду, убивающий зло Своими могучими руками. Он уничтожает грехи всех живых существ, наделенных сознанием, и бессознательных, и Он - тот, кто вызывает любовь в своих спутниках во Врадже, Матхуре и Двараке Своим нежным улыбающимся лицом.

"Я не брахман, не царь, не торговец, не шудра, не Брахмачари, не грихастха, не ванапрастха и не санньяси, я - вечный слуга лотосных стоп Шри Кришны, Господа гопи. Он - нектарный океан самосветящегося вечного блаженства". Во время танца Господа Чайтаньи в Его теле проявлялись все восемь форм духовных эмоций. Неожиданно Махапрабху прекращал танцевать и просил Шри Сварупу петь. Тот, хорошо зная, что происходит в сердце его Господина, начинал таким образом: "Я только что встретил Господа моей жизни, из-за Него я горю в огне духовной любви". Господь Чайтанья обычно шел, танцуя впереди всех, а колесница Джаганнатхи шла за ним. Когда Махапрабху замедлял Свой шаг, Джаганнатх тоже останавливался. Тем временем Чайтанья танцевал, и иногда на него находило другое настроение, и тогда Он с воздетыми к небу руками, медленно раскачиваясь, произносил какие-нибудь шлоки.

Пастушки Враджа были в восторге, глядя на их возлюбленного Шри Кришну на Курукшетре, так же Шри Чайтанья был удовлетворен, глядя на Господа Джаганнатха, который не отличен от Его возлюбленного Мадана-Мохана. Так, в настроении Шри Радхики, Он молится обращаясь к Шри Кришне: "Ты - тот же любимый, а я - та же любимая, однако мое сердце представляет Вриндаван, яви вновь Свои лотосные стопы во Вриндаване. Здесь, на Курукшетре, толпы людей и море шума, а там, во Вриндаване, только рощи, цветочные беседки, пчелы и голоса кукушек. Здесь Ты исполнен великолепия и внешней роскоши, ты облачен в царские одеяния и Тебя окружает целая свита придворных. А во Вриндаване Ты одет как простой пастушок и подносишь к губам Свою флейту. Здесь я не чувствую даже капли блаженства, которое обычно известно мне в твоем обществе во Вриндаване. Пожалуйста, возьми меня с Собой в леса Враджа, мы будем веселится с Тобой там. Только тогда мое сердце исполнится удовлетворения".

В пылу любви Махапрабху пел эту шлоку из Шримад Бхагаватам, которая описывает страстное желание Шри Радхи к воссоединению со Шри Кришной. Так пританцовывая, Шри Чайтанья подошел к тому месту, где стоял Махарадж Пратапарудра и царь смог оказать личное служение Господу своего сердца, подхватив Его, когда Он должен был вот-вот рухнуть на землю, погрузившись в глубокий транс. Махапрабху был очень доволен служением царя Пратапарудры, подметавшего дорогу перед колесницами. Однако, Шри Чайтанья притворился разгневанным и предостерег Своих последователей, давая им наставления не общаться близко с мирскими людьми. Исполнившись смирения, Махарадж обратился к Господу произнося Гопа Гиту и шлоки Шримад Бхагаватам. Благодаря этому ему удалось получить благословение Шри Чайтаньи. Махапрабху тепло обнял его, наделяя все большим и большим Кришна-бхакти. На том месте, где Господь совершил эту удивительную лилу со Своим преданным, сейчас стоит Шри Чайтанья-Чандра Ашрам.

Поучения Шри Кришна-Чайтаньи гаудия вайшнавам перед тем, как Он покинул Пури и пошел в Бенгалию, Его наставления преданным из Кулинграма и Его объяснения подлинной природы и действенности Святого Имени не имеют себе равных. Лила Шри Кришна Чайтаньи - это безграничный трансцендентный океан нектара божественной любви. Валлабхачарья, основатель Пушти-Марга, пришел в Пури повидаться с Господом, и Господь принял его в Свои объятия как преданного Вишну.

На протяжении восемнадцати лет Чайтанья, живя в Пури, в Гамбире, чувствовал Себя находящимся во Вриндаване и страдал от разлуки со Своим возлюбленным Шри Кришной. Восемь разновидностей сатвика-викары, проявляемых в то время Махапрабху, были таковы: 1) слезы любви, 2) трепетание тела, 3) волосы на Его теле становились дыбом, 4) потоотделение, 5) невосприимчивость к внешнему миру, 6) бледность, 7) дрожь в голосе, 8) транс.

Тхакур Харидас открыл величие Святого Имени всему миру, повторяя триста тысяч Святых Имен, сидя под деревом Бакула, которое живо до сих пор. Когда Харидас состарился и не мог воспевать обещанное Господу количество Святых имен, он попросил Чайтанью Махапрабху прийти к нему со всеми Своими учениками. На следующее утро Господь пришел к Харидасу, окруженный своими преданными, и они, воспевая Святые Имена стали обходить вокруг Харидаса Тхакура. Харидас, усевшись на ложе, долго, неотрывно глядел в луноподобное лицо Господа. Затем прижал к груди Лотосные Стопы Махапрабху, украсив голову пылью со стоп вайшнавов, стал произносить святое имя Шри Кришна Чайтаньи. Он пил нектарную сладость лица Господа и, затем, с глазами полными слез любви, покинул этот мир. Чайтанья танцевал с телом Харидаса в огромной процессии Санкиртаны. Он омыл тело этого святого вайшнава в океане, и, благодаря этому, океан очистился. Шри Чайтанья соорудил Самадхи мандир для тела Харидаса Тхакура. Это самадхи расположенное на морском берегу в Пури и по сегодняшний день является местом паломничества.

Все великие ачарьи: Шанкарачарья, Рамануджа, Мадхава, Нимбарка, Вишнусвами и Валлабхачарья, посещали Пури и основали там свои матхи. Даже Иисус Христос посещал Пури в молодости. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупад, ачарья Гаудия Матха, основал там Пурушоттам Матх. Его ученики также основали там следующие Матхи: 1) Пурушоттам Гаудия Матх, 2) Нилачал Гаудия Матх, 3) Чайтанья ашрам, 4) Гаурговинда ашрам, 5)Чайтанья Гаудия Матх, 6) Чайтанья Чандра ашрам и 7) Сарасвати ашрам. Многие великие ачарьи распространяли свои духовные послания из великой Пури Дхамы.

Джаганнатха Свами - это проявление Верховного Господа Кришны, Он - Саччитананда Мурти. Господь Кришна в облике Гауранги научил этот мир тому, как следует поклоняться Господу Джаганнатхе. Постичь Божественную природу верховного Господа мы можем, если прочтем следующие наставления Господа Кришны, которые Он дал Арджуне в "Бхагавад-гите":

Гита - VII

1. Верховный Господь Кришна сказал: "Теперь услышь, о сын Притхи, как, занимаясь йогой, полностью сознавая Меня, с умом, устремленным ко Мне, ты сможешь всецело познать Меня, освободившись от сомнений.

2. А сейчас Я возвещу тебе во всей полноте как воспринимаемое чувствами знание, так и божественное знание, познав которое, нечего более постигать.

3. Из многих тысяч людей, может быть один стремится к совершенству, а из достигших совершенства, едва ли один воистину познал Меня.

4. Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго - все вместе эти восемь частей составляют Мои отдельные материальные энергии.

5. Помимо этих, о сильнорукий Арджуна, существует еще и высшая Моя энергия, которая включает в себя живые существа, пользующиеся возможностями, предоставляемыми этой материальной, низшей энергией.

6. Все созданные существа берут свое начало в этих двух природах. Знай со всей определенностью, что Я - начало, и Я - конец всего, что есть материального и всего, что есть духовного в этом мире.

7. О завоеватель богатств, нет истины высшей, чем Я. Все покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

10. О сын Притхи, знай, что Я - изначальное семя всего живущего, разум разумных и доблесть могущественных людей.

12. Знай, что все состояния бытия, будь то состояния добродетели, страсти или невежества, есть проявления Моей энергии. Я. в некотором смысле, все, но не зависим. Я не подвластен гунам этой материальной природы, но, напротив, они находятся во Мне.

14. Трудно преодолеть эту Мою божественную энергию, состоящую из трех гун материальной природы. Но тот, кто вручил себя Мне, может легко выйти из-под ее влияния.

15. Только лишенные разума неверующие, последние из людей, чье знание украдено иллюзией, и, которым присуща безбожная природа демонов, не вручают себя Мне.

16. О лучший из Бхарат (Арджуна), четыре типа праведных людей преданно служат Мне: те, кто в беде, те, кто жаждут богатства, любознательные и стремящиеся к познанию Абсолюта.

Гита - IX

10. Эта материальная природа, которая есть одна из моих энергий, работает под Моим надзором, о сын Кунти, производя все движущиеся и неподвижные существа. Под ее управлением это проявление творится и уничтожается снова и снова.

11. Глупцы глумятся надо Мной, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают Моей трансцендентальной природы Всевышнего Господа, управляющего всем, что существует.

13. Великие души, о сын Притхи, те, кто не покрыты иллюзией, находятся под покровительством божественной природы. Они целиком отдают себя преданному служению Мне, потому что знают: Я - Верховная божественная личность, изначальная и неисчерпаемая.

14. Всегда воспевая Мою славу, целеустремленно направляя свои усилия, падая ниц передо Мной, эти великие души постоянно поклоняются Мне, с любовью и преданностью.

24. Я - Тот единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями, и к кому они обращены. Те же, кто не признают Мою истинную трансцендентальную природу, падают вниз.

26. Если человек предложит Мне листок, цветок, плод или воду, с любовью и преданностью, Я приму их.

27.Что бы ты ни делал, что бы ни ел, что бы ты ни предлагал или отдавал, и через какую бы тапасью ни проходил - делай это, о сын Кунти, как подношение Мне.

34. Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, стань Моим бхактой, выражай Мне почтение, падая ниц передо Мной, и поклоняйся Мне. И так, полностью покруженный в Меня, ты, несомненно, придешь ко Мне.

Гита XVIII

55. Человек может понять Меня, Верховную Божественную Личность, как Я есть, только через преданное служение. И когда, благодаря любви и преданности, человек совершенно осознает Меня, он может вступить в Мое небесное царство.

64. Так как ты - Мой дорогой друг, Я даю тебе Мои высшие наставления, самое сокровенное знание. Выслушай Меня, ибо это для твоего блага.

65. Всегда думай обо Мне, стань Моим бхактой, поклоняйся Мне и выражай Мне почтение. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты - Мой дорогой друг.

66. Оставь все другие религии и вручи себя Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не страшись ничего".

* * *


Перевод с английского - Арча-Мурти деви даси

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru