<< предыдущая заметка следующая заметка >>

20 мая 2011
Что я думаю о копирайте


Много всего читаю о копирайте, об электронном контенте и его распространении. Ну, понятно почему: тема интересна и сама по себе, и с профессиональной точки зрения. Столько разных мнений, но вот интересно, сейчас подумал — своего собственного отношения я не знаю. То есть внутри есть какое-то общее представление, как правильно, но сформулировать даже для самого себя — не могу. Сейчас вот попробую.

Проблема

Есть люди, создающие некие нематериальные блага, без которых в общем-то вполне можно обойтись, но без которых скучно. Таких творцов относительно немного, и они, будучи людьми, «хотят кушать», а не только витать в ментальных сферах и извлекать оттуда дары разного качества и назначения.

Есть вторая группа людей, которая потребляет то, что создает первая. Причем во вторую группу входят все люди, в том числе и творцы из первой.

Конфликт очевидный: творцы хотят оплаты своего труда, потребители не хотят платить за то, без чего в принципе можно и обойтись.

Копирайт в идеале должен решать этот конфликт, закрепляя нематериальный результат творческого труда за материальным автором. И копирайт с этим худо-бедно справлялся пока результат творчества вынужденно и обязательно связывался с материальным объектом-носителем: мысли и образы — с бумажной книгой, музыка-фильмы — с кассетой или дисками.

Кстати говоря, копирайт и авторство — не одно и то же. В авторстве заинтересован и сам автор, и потребитель. Поэтому споров о том, надо ли сохранять авторство музыки или текстов — вы не найдете. Копирайт (copy-right) — означает не просто сохранение авторства, но и то, что при каждом копировании информации «все происходит правильно», то есть автору есть какое-то вполне конкретное отчисление материальных средств. К примеру, написал человек роман, его раскопировали в 10 000 книжек тиража, с каждой купленной книжки (копии) автору идет процент от ее стоимости. Копирайт и авторство соблюдены. Выложен этот же роман в интернете, и его бесплатно скопировали 50 000 раз — соблюдено уже только авторство. А выложен этот роман и из него старательно вырезаны данные автора — то не соблюдено и авторство, и копирайт. Последнее, кстати, давно не встречается (ну, почти), что подтверждает уже сказанное: потребитель заинтересован в авторстве, которое помогает находить наиболее «вкусное», но не в копирайте, который заставляет за это вкусное платить.

Факты

Итак, я определил, что такое копирайт. Теперь, надо понять мое к нему отношение. Сразу скажу, что правильного отношения с абсолютной точки зрения тут быть не может, иначе бы не было таких бурных споров. Я хочу понять не абсолютную истину, а свое отношение.

Факт 1. Без материальной отдачи творец перестает развиваться, совершенствоваться, оттачивать свое искусство, а значит, довольно быстро перестает и творить (либо перестает создавать профессиональные, качественные вещи).

Факт 2. Как писатель, я бы хотел, чтобы мое творчество приносило доход, который бы позволил заниматься литературой профессионально.

Факт 3. Если бы я не имел ни какого отношения к творчеству, а работал бы на заводе или на не творческой работе в офисе, то есть был бы только потребителем, то я бы постарался свести расходы на нематериальные развлечения к нулю (качал бы фильмы в интернете, купил бы электронную читалку и закачал весь архив всех книг («шоб було»), коллекционировал бесплатно скаченные альбомы любимых исполнителей).

Факт 4. Даже самый рьяный поборник свободы от копирайта, едва сделает что-то сам, резко переходит в группу не менее рьяных защитников копирайта.

Факт 5. Копирайт в том виде, в котором он работал в прошлом веке, сейчас не работает или работает отвратительно.

Вывод

Я думаю, что копирайт должен исчезнуть в том виде, в котором мы к нему привыкли, но ему на смену обязательно должно прийти что-то другое, с похожей функцией решения описанной в начале проблемы. Держаться за копирайт так, как держатся за него так называемый копирасты — не годится, есть в этом что-то ущербное (напоминаю, что я размышляю сам с собой, пишу, чтобы понять свое отношение), но лучше уж пока так, чем никак, потому что для всех будет хуже, если копирайт просто исчезнет, а ему на смену не придет ничего.

Что может стать адекватной заменой копирайту в цифровую эру — я не знаю. На западе уже есть какие-то подвижки и поиски вариантов (flattr, kcickstarter...), даже и у нас (bookmate), но все это еще очень робкие проблески будущего. Как оно будет на самом деле, посмотрим. Не исключено, конечно, что профессиональное литературное творчество исчезнет, не выдержав перехода, но хочется верить, что наоборот, его ждет расцвет. Но возможен этот расцвет только когда появится адекватная времени замена копирайту.



<< предыдущая заметка следующая заметка >>
Оставить комментарий