<< предыдущая заметка следующая заметка >>

14 июня 2012
Украинская Венгрия - Берегово


Когда едешь почти наугад в автобусе и смотришь в окно, то появляется ощущение, которое хорошо передает фраза: «Я — Ежик, я упал в реку, пусть она несет меня куда хочет».

Пару дней назад весь вечер искал в интернете куда поехать, но только потратил время и нервый. Самый лучший способ путешествовать — как этот самый ежик. Сегодня утром решил ничего не планировать и пусть как будет, позавтракал последний раз в гостеприимном отеле адвентистов, надел легкий рюкзак и вперед зашагал, надеясь где-то по дороге поймать маршрутку до Мукачево. Глядь, какой-то автобус едет, оказывается, он подвозил новую группу верующих, теперь возвращался, я поймал, меня посадили и быстро (водитель очень торопился, похоже, улизнул с маршрута чтобы подзаработать) домчал до автовокзала, причем прямо к автобусу до Берегово, который, кстати, отходил ровно через пять минут! Это было так все мило и удачно, что всю дорогу до Берегового сидел, смотрел в окно и мечтал о том, что Бог таки есть! :))

Смешные люди все же существа...

Очень жалею в этой поездке о каком-то двухколесном транспорте, эх, сколько можно было бы объездить даже на велосипеде! Расстояния тут даже для велосипеда вполне преодолимые.

В Берегово меня занесло в основном посмотреть, что тут за термальные бассейны и на европейский венгерский городок, как про Берегово пишут. Пока что, проезжая по улицам на автобусе, я почувствовал ностальгическое дыхание советского союза, а не Европы. Газетные киоски — точно такие же, как в моем детстве. Старые здания «Гастрономов» от туда же...

Десять дней трехразового питания в одно и то же время не прошли даром, сейчас подходит время обеда, и я чувствую типа голод, несмотря на плотный завтрак, котрого бы мне дома хватило до вечера. Организм привык и требует продолжения банкета. А вот не будет, тут с питанием и не знаю как выкручусь — салатики да ряженка, наверное, как обычно. Кухня в доме, где меня поселили, есть, но готовить... Думаю, обойдусь чем бог пошлет.

* * *

Сходил на разведку в город. Очень милый, тихий одноэтажный городок. На пенсии, наверное, хорошо в таком жить. Все действительно говорят на венгерском, хотя пару раз и русско-украинскую речь слышал. Купил килограм черешни и ряженки. Сегодняшний обед.

Все время пока гулял, не давли покои мысли о велосипеде для поездок. Очень уж он был бы кстати! Прокат почему-то у нас не развит. Пришел, спросил у интернета про специальные велосипеды для поездок и... вместо работы сижу и читают про эти велосипеды. Оказывается, есть целая серия специальных таких. Сохраню информацию на память, как домой доберусь, поизучаю вопрос и, пожалуй, куплю для поезок что-то подобное.

Инфо про складные велосипеды
Складные велосипеды, обзор (редакция для Velopiter.spb.ru)

Так получилось, что много лет прожив в Питере я переехал в Москву. Москва – большой город, слишком большой. Если Питер проезжается на велосипеде за разумное время, то в Москве это трудно, даже за город на электричке не выехать. До вокзалов, с которых идут электрички на север области, с юга города на байке пара часов езды. Так я пришёл к тому, что нужно уметь заходить с велосипедом в метро и автобус, а лучше и в маршрутку. Под такие требования подходят только складные велосипеды.

Ничего нового в складных байках нет. Лет двадцать назад была популярной Кама – крепкий и практичный складной велосипед, правда, очень тяжелый. Современные байки стали гораздо легче и компактнее, но пока не у нас. Новое поколение складных велосипедов я увидел в Лондоне. Поначалу мне показалось забавным, когда солидные клерки в костюмах и галстуках разъезжают на миниатюрных двухколёсных машинах с длиннющими рулями и подседельниками, почти самокатах. Потом я понял, что ездить на таком велосипеде очень удобно. Городской транспорт в Лондоне довольно дорогой, а личного мало. Улочки в центре города узкие, часто они закрыты для проезда личных автомобилей. Парковки почти повсеместно подземные и дорогие, на улицах машины оставляют редко. И вообще, безусловный приоритет отдан общественному транспорту, личным пользоваться сложно, дорого и неудобно. В то же время, малоэтажные дома распределены по большой территории, вокзалы и станции метро далеко. Многие пользуются велосипедами: доезжают на них до железнодорожных станций, складывают их и едут с ними в центр, потом раскладывают и доезжают до работы. Сложенный велосипед почти незаметен в офисе, работодатели позволяют вносить их в здания (мой преподаватель, к примеру, хранил в личном шкафу небольшой скутер). Кроме того, после работы можно покататься, а можно совершить небольшую загородную прогулку по пути домой. Удобно, приятно и для здоровья полезно. Позднее я узнал, что складные велосипеды стали в Англии целой культурой. Мало того, что существуют клубы любителей складных велосипедов, о них выпускают специальных журнал A to B.

Со временем я выбрал и заказал себе через интернет-магазин складной велосипед Dahon Curve D3, которому потом дал имя Мышь (Мышь – это «он»). Здесь я написал о нём подробнее.

Dahon Curve D3

Оказалось, что ездить на Мыше по городу довольно удобно. Мне даже удалось приучить охрану в офисе спокойно воспринимать его. В сложенном состоянии велосипед не только легко перевозится в лифте, но и помещается в шкафу для одежды.

Dahon Curve D3

Перед тем как выбрать этот велосипед, я пересмотрел много сайтов и много моделей. После некоторого опыта поездок на Мыше, хотел бы поделиться своими соображениями, тем более, что теперь я бы подходил к выбору иначе. Думаю, для тех, кто интересуется складными велосипедами, этот опыт будет интересным.

Складных велосипедов в мире выпускается много, только здесь собрано 112 ссылок на сайты фирм, которые делают складные велосипеды.

Можно встретить самые разные, в том числе экзотические конструкции и технические характеристики. Есть велосипеды большие, маленькие, совсем миниатюрные, с моторами (WindJammer) и с электроприводом (eZee Quando, электроприводные модификации Dahon).


Велосипед WindJammer с мотором на багажнике

Разброс цен тоже большой, от недорогих моделей за 300 долларов до 2500 евро. В целом все модели представляют собой компромиссы между весом, габаритами, ходовыми качествами и ценой. Есть отличные компромиссы, просто великолепные, но за них просят, как минимум, стоимость подержанной машины, поэтому я вынужден говорить в этой заметке не только о велосипедах, но и о деньгах.

Самый лёгкий велосипед, A-bike, разработан Клайвом Синклером, тем самым, который изобрёл компьютер ZX Spectrum.


A-bike Клайва Синклера

Этот экзотический велосипед с колёсами 150 мм, весит 5.5 кг, и его можно купить в Москве. Стоит он относительно недорого, около 6500 рублей. По отзывам пользователей, ездить на нём можно только до автобусной остановки или станции метро, не больше 2..3 км, для длительных поездок он неудобен. С другой стороны, 5.5 кг – вес пока недостижимый, и этим велосипед ценен. Подробнее об A-bike я писал здесь. А здесь есть тест байка, который закончился полной его поломкой. Производители обещают доработать велосипед с учётом статистики поломок и отзывов байкеров и в ближайшее время выпустить новую модель.

Из традиционных велосипедов самый лёгкий ­­- Dahon Mu XXV, всего 7.5 кг. Юбилейная модель в честь 25-летия фирмы, выпущена тиражом 250 штук.


Dahon Mu XXV

Правда, в Европе он стоит 2500 евро, поэтому может, скорее, стать музейным экспонатом, чем транспортом (производитель честно пишет об этом на своём сайте).

В остальном чудес здесь пока нет, и велосипеды по вменяемым ценам весят в районе 10..13 кг.

На габариты и вес велосипеда сильно влияет размер колёс, чем меньше колёса, тем меньше и легче велосипед. Однако на больших колёсах удобнее ехать, не так заметны неровности, легче заезжать на бордюры, из-за хорошего гироскопического эффекта велосипед на них устойчивее и легче управляется.

Выпускаются складные горные велосипеды с традиционными колёсами 26” (26 дюймов), например, Dahon Flo, или американский военный велосипед Paratrooper.


Военный складной велосипед Paratrooper

В этом классе есть туристические, и городские велосипеды, вроде Dahon Candeza 8.

Dahon Candeza 8

Их оценит тот, кому приходилось выезжать в велопутешествие на самолёте. Больше всего путешественники оценили бы складные тандемы, такие тоже существуют.


Складной тандем Bike Friday

Есть даже тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour, который можно превратить в обычный велосипед простым удалением средней части. Очень удобно.


Складной тандем Bike Friday XLQ Traveler Tour

Как человек, ездивший в компании с тандемщиками, считаю, что все тандемы должны быть складными. Только этим способом можно избавиться от желания подвесить этот велосипед на палку, как добытую древними людьми дичь, и так пронести по всему маршруту. В ночной переноске тандема по густому лесу участвовало от трёх до шести человек одновременно. Наверное, всем нам хотелось распилить его на три-четыре части, и удерживало от этого только отсутствие ножовки.

Для езды по городу популярны модели с 20” колёсами (как у привычной Камы), это хороший компромисс между габаритами, весом и ходовыми характеристиками. Уже 16-дюймовые колёса предназначены для езды по асфальтированным дорожкам или сильно укатанным тропинкам, на брусчатке седока сильно трясёт, а чтобы заехать на бордюр, приходится выставлять ногу. Однако существуют и более компактные велосипеды, с ещё меньшими колёсами, ездить на них можно только по ровным дорогам. Экстремальную, пожалуй, конструкцию представляет собой тот же A-bike Синклера.

По опыту я понял, что важное свойство складного велосипеда — возможность катить его в наполовину сложенном состоянии как сумку-тележку на колёсах, а не нести на плече или в руках. К сожалению, большинство моделей Dahon катить в сложенном виде нельзя. Правда, я научился катать своего Мыша (если сложить седло, но не складывать руль, велосипед можно неспешно катить впереди себя), но это «недокументированная возможность».
Велосипедов, которые можно катить в полусложенном состоянии, достаточно много: Strida 5 , JZ88, и серия велосипедов Brompton, которые можно катить на специальных роликах как пылесос.


Strida 5


JZ88


Brompton M3L

Среди этих велосипедов мне понравился и Mobiky Genius.


Mobiky Genius

Он весит 13 кг, диаметр колёс 12“, складывается и раскладывается за три секунды. Хочется прокатиться на нём, пока я только видел его и держал в руках.

И, конечно, больше всех мне понравились английские складные велосипеды Brompton — хорошие, удобные и дорогие. На одном из Brompton’ов объездил половину мира учёный и путешественник Александр Мумжиу.

Для русского любителя складных велосипедов нужно помнить одно обстоятельство. Лишь немногие складные велосипеды поставляются в Россию, а те, что поставляются, из нехитрого транспорта превратились в дорогие сувениры. Можно заказать велосипед через интернет-магазин, и его пришлют. При этом родная таможня потребует оплатить 20% пошлины по коду товара ТН ВЭД 8712003000, 18% НДС, 250 рублей таможенного сбора и 2000-3000 рублей стоимости услуг по таможенному оформлению, если не делать этого самостоятельно. Если при этом магазин не исключил сразу европейский НДС (VAT), да ещё и включил стоимость доставки в общий счёт, и без того дорогой велосипед станет золотым. При покупке велосипеда в магазине ситуация не лучше. При заказе через интернет Mobiky Genius будет стоить 699 долларов, это около 17 тысяч рублей. В одном из московских магазинов он продаётся за 54 тысяч рублей, то есть в три раза дороже.

Из складных велосипедов, которые продаются в России стоит обратить внимание на Author Simplex, лицензионную реплику популярного когда-то Dahon Helios с оригинальными комплектующими. С колёсами 20”, он весит 13 кг и имеет 7 скоростей, вполне достойный велосипед за вменяемые деньги – около 11 тысяч рублей.


Author Simplex

Из того, что продаётся в России интересен велосипед Shulz GOA-3, тоже сделанный на базе Dahon.

Других доступных велосипедов этого класса, которые бы продавались в России, я пока не знаю. Надеюсь, что со временем ситуация улучшится и продавцы станут привозить к нам недорогие велосипеды разных фирм, по крайней мере, в Москве они будут востребованы. К примеру, Dahon продающий более 300 000 велосипедов в год, предлагает лицензионную программу, по которой уже выпускаются десятки тысяч велосипедов по всему миру. На мой взгляд, было бы выгодно производить такие велосипеды и у нас.

В завершении нельзя не напомнить про самый распространённый у нас складной велосипед Кама, который можно встретить до сих пор.


Кама, современная модификация

Это классический велосипед с 20” колёсами, однако по современным меркам тяжёлый. На рынках продаётся много китайских складных велосипедов с 20” колёсами, но все они очень тяжелы и плохо сделаны. Для поездок по городу с использованием общественного транспорта они не очень удобны, а для компактного хранения в маленькой квартире лучше купить складной Аист или ту же Каму.

И последнее. Производство складных велосипедов быстро развивается, появляются новые и новые велосипеды, они удобнее, легче и надёжнее прежних. В новые модели вкладываются серьёзные инвестиции (заявлено, что разработка Mobiky Genius стоила миллион долларов). Складные велосипеды часто получают премии за лучший промышленный дизайн, лучшие идеи. Некоторые модели никогда не окупятся, и являются лишь предметом гордости или престижа фирмы, как, например, велосипед Mercedes.


Складной велосипед Mercedes, складывается для размещения в багажнике седана

Уверен, в ближайшие годы можно ожидать прорыва в этой области. Очень востребованы миниатюрный в сложенном состоянии и лёгкий (до 7.5 кг) велосипед с колесом 12-16” и не очень тяжёлый (до 12 кг) велосипед с электроприводом на аккумуляторах. Поживём – увидим.

Денис Букин (aka abra)
http://www.nektolukas.ru



<< предыдущая заметка следующая заметка >>
Оставить комментарий
Windows Safari Chrome
0
0
Светлана (#10635)
Да, привычка - дело серьёзное. Но в путешествии человек обычно наполняется новыми впечатлениями и недостаток привычного не так сильно беспокоит.
Тем более, Вы же не надолго уехали из дома, где по приезде Ваша жена с удовольствием восстановить нынешний дисбаланс в питании своими вкуснейшими блюдами.
Успешной поездки и радостного возвращения с переполненным творческим багажом.
Mac Safari
0
0
ММ (#9600)
Жене с двумя детьми не до готовки, так что дома я питаюсь по принципу "что сам найдешь, то твое".
Windows Safari Chrome
0
0
Таша (#7918)
Что за камешек в мой огород? ;) Пару раз так было, в основном вовремя готовлю. Ну что ты за чудо у меня, если не муж похвалит, то кто ж? )
Mac Safari
0
0
ММ (#9600)
Ну, почему сразу в твой?..
Mac Safari
0
0
ММ (#9600)
А хвалят тебя и так все, вон и Света тоже косвенно комплимент сделала. Так что "муж ком-пен-сиирует" ;)
Windows Safari Chrome
0
0
Светлана (#10699)
Какие вы всё-таки необычные люди, прямо как рассказы у Максима. Интересно с вами общаться. Всегда есть над чем подумать.
Вот и сейчас... чей огород, кто муж и для чего нужна я? :)
Спасибо.
Жаль, что не все мои комментарии появляются в этом дневнике и соответственно, ответы на них. Было бы ещё больше почвы для размышлений. :)
Mac Safari
0
0
ММ (#9600)
Комментариев никаких не удалял пока еще, так что не знаю, почему они не оставляются иногда.
<< предыдущая заметка следующая заметка >>