Виток клубка

Сервис

Он попытался устроиться писарем у местного купца, но тот, увидев как простой шудра бойко орудует с учетными книгами, испугался и прогнал Дуку. Ему не нужны были неприятности. Слух о грамотном шудре быстро разнесся по деревне…

Через несколько дней отца Дуки вызвал староста деревни и, не глядя в глаза бедного работника, попросил их семью уехать. Либо уйти должен был один Дука…

Отец вернулся злой. Он долго кричал на младшего сына, а потом расплакался.

Дука ушел в давно опустевший хлев и упал на солому.

— Я был просто шудра, а сейчас я — грамотный шудра, — сказал себе Дука. — Но шудра — всегда шудра. Ничего не изменилось…

Вечером он поклонился родителям и сказал, что уходит.

— Я или вернусь богатым или не вернусь никогда, — сказал он рыдающей матери. В тот же миг в дверь их дома постучали…

Муни в то время проходил ступень мадхукари, когда человек, вступивший на путь отречения, еще живет подаянием. Муни шел от одного святого места к другому, лишь один раз в день стуча в дверь мирянина. То, что ему подавали, он принимал и отправлялся дальше, нигде не задерживаясь дольше, чем на сутки. Иногда Муни приходилось довольствоваться горстью риса или несколькими сухими чапати, а порой и вовсе стаканом колодезной воды… В тот вечер Муни едва успел добраться до новой деревни до захода солнца. Он постучался в первый же дом…

Седой крестьянин-батрак недоуменно смотрел на садху в шафрановых одеждах.

— Кто там, отец? — спросил Дука, подходя к двери.

Муни сразу узнал своего ученика. Они снова встретились, как это уже было не раз.

— Боюсь, нам сегодня нечего вам дать, — грустно сказал отец Дуки.

— Нет, у вас есть то, что мне нужно, — уверенно сказал Муни. — Пожертвуйте мне вашего сына!..

Родители с радостью отпустили Дуку со святым, надеясь, что под руководством мудрого санньяси судьба сына сложится лучше.

Муни с Дукой еще несколько лет ходили от деревни к деревне, а потом остановились в одном месте, на берегу Ганги, недалеко от благополучного селения. Муни приступил к следующей ступени развития отречения, параллельно обучая Дуку.

Муни в то воплощение был старше ученика на пятьдесят или шестьдесят лет. Так получилось, что их пути в тот раз долго не пересекались. Они провели вместе только десять лет, когда Муни решил сменить износившееся тело. К тому времени Дука успел узнать и освоить почти все, что необходимо для освобождения. Лишь одно неизжитое желание осталось в его сердце: желание богатства. Лелеемое с детства, оно не хотело уходить. Сам Дука давно забыл о нем, но Муни чувствовал, что оно еще где-то теплится, а значит, может разгореться в любую минуту, стоит ему подкинуть подходящих «дров». Но срок, отпущенный телу Муни вышел, и йог оставил ученика, надеясь, что с последней своей проблемой тот справится сам.

Дука остался один. Он с воодушевлением продолжал духовную практику, которой его обучил гуру, и вскоре достиг впечатляющих результатов. К нему стали приходить люди, желающие благословений, и молодые аскеты, желающие стать учениками.

Учеников Дука не принимал, так как Муни перед своим уходом запретил ему делать это, а благословения раздавал не скупясь. Многие из них исполнялись, из-за чего Дуке вскоре пришлось путешествовать, чтобы избежать непрерывного потока просителей. Но слава, казалось, шла впереди Дуки, и вскоре у бедного йога почти не осталось времени для медитации. Целыми днями он выслушивал жалобы и просьбы людей, давал наставления, благословлял и утешал. Иногда он вспоминал слова старого брахмана, который в детстве учил его грамоте: «Использовать знание для того, чтобы разбогатеть — это все равно что идти к далекому океану только для того, чтобы постирать набедренную повязку». Теперь Дука увидел более достойное применение знания — помощь людям. Он теперь слишком отчетливо понимал, в какую иллюзию погружены все: богатые и бедные, знатные и безродные, цари и шудры… И Дука радовался, что благодаря знанию может хоть на какое-то время рассеять эту иллюзию или хотя бы утешить добрым словом и благословением тех, кто не способен понять глубоких истин…

Однажды к нему в ашрам на берегу реки пришел самый богатый человек страны. Пришел инкогнито, с десятками невидимых телохранителей, которые под видом случайных путешественников рассыпались по ближайшим деревням.

Через какое-то время Дука вдруг обнаружил, что поток людей к нему иссяк. Дука пожал плечами и собрался, было, погрузиться в медитацию, когда появился он — богатый заминдар, землевладелец, который не выходил из своего дворца уже много лет. Да и зачем, когда во дворце было больше места, чем в иных городах?..

Четверо рослых и сильных носильщиков-северян привезли заминдара в паланкине.

Дука с удивлением смотрел на процессию. К святому нельзя подходить с гордостью, на паланкине или лошадях. Эту традицию еще не нарушал никто…

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59

РанееУход святого ДалееЖуткая жизнь

Читать похожее

3 комментария

  1. Спасибо Вам за это чудо!
    Июн 10, 2011

    Спасибо Вам за это чудо!
    Прочитал, буквально, на одном дыхании!
    Как только появится такая возможность — куплю электронную версию, распечатаю и ознакомлю своих наставников и соратников.

    Лично на меня сильно повлиял эпизод, где Шанта наконец-то понял, чтО такое настоящая медитация; в этот момент у меня мелькнула мысль, что я тоже хочу это понять…

    Низкий Вам поклон.
    Да благословит Господь Вас и Вашу семью!

    С уважением, Павел.

  2. hela
    Июл 21, 2011

    Можно ли досрочно присвоить звание «ЛУЧШЕЕ» этой повести?
    Волшебно!Погружаешься в повествование и живешь им.И привязываешься)))И не жалеешь,что привязался.
    Максим,хотелось бы маленький словарик с Вашим толкованием упомянутых имен и терминов для непосвященных,можно отдельной статьей.

  3. Дмитрий
    Окт 11, 2011

    Произведение очень понравилось. С удовольствием прочитал бы продолжение.
    Заставляет задуматься : «Сколько жизней мне теперь предстоит хрюкать?»