<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Это первая лекция из цикла лекций, прочитанных на Картику 2006 года. "Демоны Вринадаван" - самая длинная и подробная, рассказывает о тех, препятствиях, которые нас ждут на духовном пути. Истории и притчи, символизирующие этапы духовного развития и основные препятствия каждого этапа.

Так как лекция очень большая, в ней множество историй, то начало каждой темы или отдельной истории выделено заголовком, которого, конечно, в самой лекции (когда она читалась) не было.


Демоны во Вриндаване нашего сердца

(лекция Мадана-Гопала даса, прочитанная в начале Картики, 7 октября 2006,
компьютерный набор с диктофонной записи - Ямуна д.д., иллюстрации - Нитья-Тарангини д.д.)

Лекция на Картику по демонам ВриндаванаСегодня начало Картики. И когда я готовился к лекции, то подумал, что можно говорить не только о Картике, но и продолжить тему демонов в нашем сердце, которые не позволяют в нем родиться Кришне.

О Картике вы посмотрите дома, в распечатках, которые сейчас раздам: здесь подробное описание на основе цитат из "Хари-бхакти-виласы", "Сканда-пураны", "Падма-пураны" и прочих писаний, которые рассказывают, как надо провести Картику, какое она благо дает, и что это такое вообще.

А говорить сегодня будем о Вриндаване в нашем сердце и о том, как превратить это самое сердце из темной пещеры, на которую оно сейчас похоже, в чистое место, в котором Господь захочет проявиться. А также поговорим о нашем развитие в этом мире как духовных личностей.

Перед тем, как перейти непосредственно к теме лекции, я расскажу вам историю. Чтобы помочь уму сосредоточиться на катхе, на шраванам.

Умереть как Кумбхакарна

Это произошло не так давно. Один святой со своими последователями отправился в паломничество на поезде. Если вы были на парикрамах, то знаете, что через неделю путешествия внимание рассеивается, и чувствуешь себя уже не как в дхаме (святом месте), а начинаешь вести себя как турист - отвлекаешься на индийские пейзажи и тому подобное. Как вы понимаете, это неверное настроение в дхаме. Этот вайшнавский святой-ачарья ехал с учениками в автобусе, ведя парикраму. И вдруг он громко произнес, чтобы все, кто был рядом, слышали: "Я бы хотел умереть, как Кумбхакарна".

Поскольку вокруг в основном были индийские ученики, то у них глаза округлились и увеличились, став размером с монету в пять рупий, ведь они с рождения знали, и кто такой Кумбхакарна, и Равана, и Рама... Они очень удивились, и, соответственно, ум их остановился. Они перестали глазеть по сторонам, заниматься всякой ерундой в дхаме и, повернувшись к духовному учителю, стали внимательно слушать, чтобы понять, почему же он хочет умереть, именно как Кумбхакарна.

Кумбхакарна - это демон, причем один из самых злобных, которые только существовали на планете Земля. Он - брат Раваны, причем даже более могущественный, чем сам Равана. Ну а Равану уж все знают. От одного имени Раваны полубоги теряли сознание. Однажды Равана пришел к Ямараджу и сказал: "Я самый могущественный! Если не веришь, выводи свое войско сражаться". И в этой битве Равана едва не победил, разогнав всех ямадутов, и только благодаря вмешательству Вишну, Ямарадж был спасен.

Так вот, брат Раваны, Кумбхарна, был еще более могущественен, но благодаря хитрости матери Сарасвати, стал почти безопасен. Когда Равана и Кумбхакарна закончили свои аскезы, они стали просить благословения. Равана как обычно, попросил стандартное, демоническое. Вы же знаете, что обычно просят демоны. В основном вечности, потому что остальное, как они считают, возьмут своими руками. Но Кумбхакарна попросил нечто разрушительное. Брахма сказал: "Я знаю, что он сейчас попросит, и я должен буду дать. В результате и мне придет конец, и всей вселенной".

Так как Мать Сарасвати отвечает за речь, она повлияла на Кумбхакарну и заменила одну букву в его просьбе. В результате полностью изменился ее смысл. Вместо желания владеть всей Вселенной, получилось желание сладко спать вечно.

И когда он произнес это желание, то сразу понял, что его обманули. И тогда Брахма решил сгладить ситуацию и разрешил ему спать половину года. Если бы его так не успокоили, то он бы разрушил всю вселенную. Этим он отличался от Раваны, который все-таки был порядочный правитель: у него было царство, он заботился о своих подданных, обустраивал их. Представляете, на Ланке все дома были из золота! Хотели бы вы такого царя? В каком-то смысле он все-таки был благочестивым ведическим царем, хоть и демоном.

А Кумбхакарна отличался склонностью к разрушению, и если бы он не спал, то полубогам пришлось бы туго. Теперь же он полгода спал, а так как был огромным, словно гора, и в силу того, что он был огромный, как гора, то, как только просыпался, ему приходилось есть, а не хулиганить. Он просто отъедался и снова заваливался спать. Так его обезопасили.

То есть теперь вы можете себе представить: вы едете по святым местам Индии на автобусе с преданными и ваш гуру говорит: "Я бы хотел умереть, как Кумбхакарна". Что вы думаете в этот момент? "Гуру хочет быть, как демон?!" - это первое, что приходит в голову.

Сейчас я расскажу, как умер Кумбхакарна, и вы попробуете понять, почему же Гуру так сказал, что он имел в виду.

Еще до битвы на Ланке, когда Рама пошел искать Ситу, в одном из мест он встретил Равану, и у них произошла схватка. Рама победил, и Равана, поняв, что он слабее, с позором бежал, заперся у себя на Ланке, забаррикадировался, окружил себя многочисленными слугами: сыном Индражитом, Кумбхакарной и многими другими советниками и защитниками. И когда в войне на Ланке Рама стал побеждать, надежда у Раваны была на Кумбхакарну. Но дело было в том, что тому еще не пришло время пробуждаться. Там была такая хитрость: если бы он проснулся вовремя, то у него была бы такая силища, такое могущество, что он один разметал бы армию обезьян по всей вселенной. Но время еще не пришло - оставалась неделя или около того. И Рама тоже знал об этом, потому что на Его стороне был Вибхишана - третий брат Раваны.

Армия Рамы атаковала, что было сил. Равана понял, что не справится, и решил разбудить Кумбхакарну. Кумбхакарна был очень предан своему брату, поэтому обещал Раване уничтожить армию Рамы. Огромный демон даже толком поесть не успел, сразу же пошел сражаться. Он был настолько силен, что когда вышел на поле битвы, сразу же уничтожил половину армии Рамы, а оставшаяся часть армии стала в панике отступать. Военачальники прибежали к Раме, чтобы сообщить: они ничего не могут сделать с Кумбхакарной! Он голодный, так что не столько сражается, сколько ест всех подряд, не особо разбираясь, где обезьяны, а где ракшасы.

Тогда Рама сам решил выйти против него. У Господа была стрела, которая содержала в себе энергию ядерного распада. То есть когда эта стрела попадала в противника, в теле его начиналась ядерная реакция. Это был единственный способ, как можно было убить Кумбхакарну. Рама подготовил эту стрелу... И Кумбхакарна знал, что за оружие в руках у Рамы, прекрасно представлял опасность, исходящую от этой стрелы. Демон увидел, что через мгновение стрела возится в его сердце, и понял, что сейчас умрет.

Кумбхакарна посмотрел на обе армии и прикинул, на какую армию будет падать его тело. Когда стрела вонзилась в сердце, уже мертвый Кумбхакарна повалился на армию Рамы и придавил огромное количество воинов. Представляете? А теперь подумайте, почему вайшнавский ачарья так сказал?

- Он хотел до последнего вдоха проповедовать сознание Кришны.

Более того, не просто до последнего вдоха, но даже после смерти служить Господу Кришне! Как Кумбхакарна, ведь он даже после смерти успел послужить Раване. И этот ачарья сказал: "Я хочу не просто до конца жизни сражаться с этим миром-без-Бога, я не просто хочу до конца служить Гуру и Кришне, но и после смерти.

Очень похожий пример показал Бхакти-Тиртха Махарадж. Он тоже сказал, что будет служить и после смерти. Это славная смерть.

Я рассказал эту историю по двум причинам. Первая: обратите внимание на то, как отличается видение святого от видения обусловленного живого существа. Что видит обычный человек в различных вещах? Он видит грязь! В первую очередь видит негативное. А святой всегда видит хорошее. Что хорошего можно разглядеть в Кумбхакарне? Но даже в нем святой нашел хорошее!

А как мы смотрим на людей? В первую очередь мы, как мухи, видим что похуже, выискиваем недостатки. Святой этого не замечает - он видит только достоинства.

Вопрос: (плохо слышно)

Ответ: для этого нужно быть уттама-адхикари. Только в этом случае можно смотреть на всех, как на душу. На всех других уровнях преданного служения, даже на уровне мадхьяма-адхикари, нужно различать преданных, демонов и невинных людей. Без этого не будет продвижения. И, может быть, еще каништха не должен различать, потому что на этом уровне он должен смотреть на всех, как на святых людей, чтобы не ошибиться. Уттама уже не ошибается, потому что для него все возвышенные, а каништха может ошибиться, поэтому лучше ему смотреть на всех, как на возвышенных, и принудительно (осознанно) не видеть недостатков. Мадхьяма уже может варьировать.

Итак, первая причина, по которой я рассказал эту историю, заключается в том, что видение святого отличается от видения обычного человека.

Вторая причина. Эта история показывает то, что битва, которую мы ведем в материальном мире, никогда не заканчивается. Не будет такого момента, когда вы сможете лечь на диван и сказать, что я уже возвышенный преданный и мне ничего не надо. Пока мы в материальном теле, пока есть ум, разум, ложное эго, - битва будет продолжаться. И вот об этой битве я буду говорить дальше.

Три лекции цикла

Сегодня я расскажу, как происходит битва материи и духа. Как наше сердце постепенно превращается из материальной пещеры в духовный Вриндаван, в котором сможет и захочет появиться Кришна.

На второй лекции расскажу о том, как стать цельной личностью и в материальном, и в эмоциональном, и в психологическом, и в духовном смысле - быть состоявшимся, нормальным человеком, а не увечным в каком-то смысле. Потому что иногда духовная практика увечит людей либо психологически, либо физически, либо духовно. Чтобы этого не случилось, нужно понимать, что такое цельность, что такое состоявшаяся во всех смыслах личность.

И на третьей лекции я буду говорить о том, как превращать материальные эмоции в духовные. О том, как разные уровни существования нашего тела трансформировать в более возвышенные формы.

Итак, сегодня самая важная и актуальная для всех часть семинара. Какие демоны мешают нам вернуться во Вриндаван духовной реальности, да и в целом, стать по-настоящему духовными людьми.

Принципиальное отличие духовной и материальной реальностей

Перед тем как начать, я хочу вспомнить, чем отличается духовная реальность, духовный Вриндаван, от материального мира. Есть очень важный признак материального мира, с которым каждый сталкивался или еще столкнется. Скорее всего, для вас это будет неожиданно, но попробуйте догадаться сами. В чем психологическая разница между материальным миром и духовным для живого существа, которое оказалось здесь? Вот представьте, что вы оказались в духовном мире, а потом в материальном. В чем принципиальная разница в ощущениях "Я"?

(из аудиториии:)

- Там все улыбаются, все счастливые, а здесь все мрачные.

- Там каждый слуга слуги слуги.

Это отношения между личностями, но так в чем же разница в состоянии личности там и здесь? Да, там блаженство, здесь - страдания, но здесь тоже есть блаженство, во всяком случае, иногда бывает. Еще?

- Время? (далее, все абзацы, начинающиеся с "-", то есть прямой речью - это высказывания аудитории).

Это слишком философски.

- В материальном ты все видишь, замечаешь недостатки, а в духовном видишь только Кришну, служишь Ему.

Там есть Кришна, взаимоотношения с ним.

Хорошо, давайте так: какое состояние невозможно в духовном мире, но зато присутствует в материальном?

-Зависть?

Зависть - это причина.

Наверное, это неожиданный для вас вывод: есть такое состояние, которое невозможно в духовном мире - это одиночество. В материальном мире, как это ни парадоксально, все одиноки, - каждая джива (живое существо). Даже когда она пытается избавиться от одиночества: заводит семью, кошек, собак, друзей и знакомых... Но... при этом, все равно остается одна. Почему?

- Потому что все это временно...

Одиночество материального мира

Да, и придется умереть и остаться совершенно одной. Возможно это в духовном мире? Абсурд! Вся разница между материальным и духовным мирами в том, что материальный - это мир одиночества. Здесь очень много индивидуальностей, которые сами по себе, они одиноки и пытаются от этого одиночества избавиться. В духовном мире все задействованы в единую "машину", где каждый занимает СВОЕ положение. Почему здесь невозможно организовать подобное? Советский Союз пытался... Все организации, тот же самый ИСККОН - примерно та же попытка организовать какую-то машину. Чего не хватает? Какого винтика? Какого шарнира?

- Желания доставить удовольствие Господу.

Нет. Чего здесь нет, но там есть?

- Бога нет.

Бога нет! Здесь нет Бога, вокруг которого можно было бы создать такую машину. Здесь каждый - бог! Каждый хочет, чтобы все крутилось вокруг него, но это невозможно по определению. И вот, отличие духовного мира от материального всего лишь в том, что в духовном мире есть тот Центр, Стержень, вокруг которого все дживы вращаются, взаимодействуют с Ним. В результате и получается Голока - этот огромный духовный мир, где все и задействованы. Поэтому там нет одиночества.

Мы приходим в материальный мир - стержня нет - Кришны нет! И пробуем вокруг себя все закрутить. Чем, собственно, и занимаемся всю жизнь: пытаемся найти жену, потом другую, третью, четвертую... чтобы они бегали вокруг меня; обрести мужа, чтобы он заботился обо мне, обеспечивал; заводим детей, чтобы было кому в старости подать стакан воды; либо делаем что-то еще. Но это всего лишь попытки избавиться от одиночества и побыть Богом хоть немножко.

И сейчас, видя основную разницу между материальным миром и духовным, какая первая мысль появляется у бхакт?.. Хочу в духовный мир. А у демонов?.. Хочу в духовный мир, чтобы Кришну убрать оттуда и самому встать на Его место. Но так как мы все-таки бхакты, или пытаемся ими стать, мы хотим туда, где Господь все контролирует и избавляет нас от одиночества, в которое мы сами себя заключили.

Как Бог спускается в материальный мир

Так что же препятствует нашему возвращению во Вриндаван? Давайте вспомним, как Кришна пришел в материальный мир. Мы знаем, что в духовном мире демонов нет. Они не вписываются в этот механизм. И чтобы проявить Себя, или, может быть, как-нибудь развлечься, или же помочь Своим преданным, Кришна спускается в материальный мир. Давайте вспомним особенности этого события, что Он делает вначале...

Представьте, что вам нужно оказаться в том месте, природа которого полностью противоположна вашей природе. К примеру, спуститься очень глубоко под воду. На дно Марианской впадины, например. Что станем делать?..

Придется сконструировать аппарат или подводную лодку, при помощи которой можно будет осуществить эту задачу. Вот и Кришна поступает так же: он берет с собой Вриндаван. Он не может жить вне Вриндавана, поэтому и берет его с собой. Проецирует духовный Вриндаван в материальный мир, чтобы иметь возможность прийти сюда.

Он спускает туда все: Вриндаван, Ямуну, Говардхан, - все, что Ему необходимо для жизни. Вот как вы: приходите в новую квартиру и ставите там диванчик, телевизор, компьютер. У Кришны же свои причуды: Он все обустраивает для собственного удобства, и только после этого может спуститься Сам.

Самое интересное, что Вриндаван оказывается в чужеродной среде, и эта среда пытается поглотить его. Со всех сторон из материального мира во Вриндаван начинают проникать демоны: Путана, Тринаварта, Шакатасура, Праламбасура, Бакасура, Агхасура, Кеши, Дхенукасура - такое множество демонов... Но сейчас мы попробуем взглянуть на этих демонов с непривычной точки зрения.

Итак, мы уяснили следующий момент: для того чтобы Кришна мог прийти в материальный мир, он проявил здесь Вриндаван. Кришна был в этом Вриндаване, и когда снаружи начали наступать демоны, Кришна стал их убивать. Для того чтобы сохранить Вриндаван. Ведь если придут демоны и поселятся там, они осквернят его, и Кришна не сможет там жить, поскольку Кришна не живет в нечистом месте. Каждое индивидуальное живое существо, бхакта, в глубине души хочет, чтобы в его сердце появился Кришна, - это его цель. Как только внутри появляется Кришна вместо всяких хираньякашипу, раван и прочих, - мы, фактически, оказываемся в духовном мире. Поэтому наша задача - призвать в сердце Кришну. И теперь, основываясь на всех предыдущих объяснениях, мы понимаем, что для того, чтобы в нашем сердце появился Кришна, существует единственный способ - сделать наше сердце Вриндаваном. В другом месте Кришна не появится, Он живет только у Себя, на Голоке Вриндавана.

Но эта задача гораздо сложнее, чем была 5000 лет назад на Бхуми-локе, ведь когда Кришна спроецировал Вриндаван и оказался внутри, то Он ОКАЗАЛСЯ ТАМ. Наша задача осложняется там, что у нас внутри Его нет.

- Как же нет? А Параматма?..

Параматма - это замаскировавшийся Кришна, это шпион, который еще не Кришна. Он смотрит, проверяет, пробует ножкой: чисто или нет. И как только становится чисто, у Него две руки отпадают, и Он из четырехрукой Параматмы превращается в двурукого Кришну. А пока еще есть грязь, Он остается четырехрукой Параматмой, смотрит и думает: "Не нравится что-то Мне в этом Вриндване, дурно пахнет: Ямуну не почистили, Говардхан зарос..." В общем, Кришна не хочет селиться в грязном сердце.

Единственный способ для того, чтобы Кришна захотел жить в нашем сердце, - оно должно превратиться во Вриндаван.

Итак, наша задача гораздо сложнее. Тот Вриндаван Кришна защищал, потому что Он там находился, и как только демон появлялся, Кришна сразу же вышвыривал его, либо душил, либо разрывал, либо еще что-нибудь в том же духе.

Но мы находимся в этом мире и, фактически, мы - часть этого мира, и поэтому демоны материального мира ЖИВУТ в нашем сердце, а не приходят. Это их родной дом, а мы пытаемся их выгнать, чтобы сделать дом для Кришны. Понимаете, насколько разные задачи.

И сейчас мы будем постепенно разбирать этих демонов и смотреть, как они живут в нашем сердце, и как их можно выгнать оттуда.

Зависть и страх - источник всех демонов

Камса угрожает сестре Деваки, опасаясь рождения  КришныИсточник всех демонов, всех негативных качеств - это Камса и Шишупала. Так их звали в то время, а в нашем случае их зовут Страх и Зависть. Камса - это страх, а Шишупала - зависть. Зависть - причина, по которой мы находимся здесь, в материальном мире, мире завистников по отношению к Богу, а страх - это то, что нам не позволяет вернуться к Богу. Каким образом страх не позволяет нам вернуться к Богу? Мы боимся потерять наше одиночество, потому что здесь мы хоть и одиноки, но мы сами по себе, а в духовном мире нам придется стать частью общего механизма, Кришна-самсары.

И у нас, как у джив-завистников, есть определенный страх потерять свою псевдо-независимость и стать винтиком в механизме Кришны. Это даже звучит страшно: здесь я Бог почти, а там какой-то винтик. Но преданный, который уже прошел через все эти психологические моменты, понимает, что уж лучше быть винтиком в механизме Кришны, чем большим и тупым рельсом здесь.

Как говорится, "лучше быть первым человеком у черта на рогах, чем вторым в царстве Божьем". Вот оно, демоническое мышление: мы хотим быть первыми в своем болоте, но вторыми, или тем более стомиллионнотретьими в духовном - не хотим.

Но если наше желание все-таки преданность, если мы преодолели этот момент матсарьи, зависти, - перестали завидовать Кришне, сказали себе: "Кришна, ты - Бог, я - Твой дас, я хочу к Тебе". Это первое, очень тяжелое препятствие, и даже если оно преодолено, все равно остается Камса - страх вернуться туда. И вот эти два товарища: страх и зависть - живут в нашем сердце, и вместе с ними живет все, что от них исходит.

Когда духовный Вриндаван и Кришна оказались в материальном мире, то Камсе, Шишупале и другим демонам это очень не понравилось. Что они захотели сделать?..

"Это наш мир, материальный мир! Убирайся отсюда в Свой духовный мир и не мешай нам заниматься своими делами!" - они захотели убить Кришну. Стали посылать демонов, одного за другим.

Сейчас мы разберем этот паноптикум, посмотрим, кто у нас живет в сердце и как с ними справляться.

Качества-демоны на духовном пути

1. Путана - ложная духовность

Путана подстерегает КришнуВсе помнят, что первой, кого послал Камса, была Путана. Она очень необычное существо. Путана была очень могущественной, обладала мистическими сиддхами, умела летать по воздуху, могла менять свой облик, превращалась в кого хотела. Когда ей дали задание убить всех младенцев, которые родились в определенный промежуток времени, она очень обрадовалась. К тому же она была еще и людоедкой по совместительству, и тут появился повод законно поесть, тем более детишек, что для нее было очень вкусно. Она с радостью пошла по деревням и стала есть маленьких детей.

И вот она подошла к Вриндавану. И что интересно, когда она оказалась там, то почувствовала: "Здесь что-то не так!". Тут же она превратилась в прекраснейшую женщину, подобную Лакшми. Обычно она выглядела довольно страшно: огромная, зубастая, лохматая - демоница есть демоница. Она была могущественная, и особого смысла скрываться не было, но во Вриндаване она превратилась чуть ли не в богиню.

Когда она шла по Вриндавану, все жители принимали ее за Лакшми и кланялись ей. И никто даже не удивлялся, потому что все знали, что Кришна родился, ведь Он такой удивительный - даже полубоги приходят к нему поклониться. А Путана еще взяла в руку лотос, а лотос - это символ Лакшми. И шла она с лотосом в руке, чтобы поднести Кришне. И все вокруг радовались и кланялись: "Как здорово! Как благословен наш Вриндаван!".

Когда она пришла в дом матери Яшоды, все были поражены ее красотой. Яшода тоже с удовольствием приняла ее, пригласила в гости, предложила посмотреть на новорожденного Кришну: "Вот, посмотри, у нас тут сыночек родился". Ей даже в голову не пришло защищать Кришну от нее, несмотря на то, что в Индии обычно маленьких детей не показывают посторонним, чтобы защитить от дурного глаза. Путана выглядела настолько привлекательно, что мама Яшода пригласила ее пройти и посмотреть на младенца. Кришна в этот момент спал, Яшода оставила его с Путаной, а сама отлучилась по домашним делам.

Когда Путана увидела Кришну, у нее в сердце что-то шевельнулось. Сейчас я не стану углубляться в эту известную историю, и рассказывать о том, что у Путаны с прошлых жизней осталось немножко материнского чувства к Богу...

Путана почувствовала, что это не обычный ребенок. Она подумала, что если всех остальных я могла просто съесть, то с этим - не получится. А необычный Он был не потому, что другого цвета, а энергия от него исходила совершенно иная. Демоны ведь очень хорошо чувствуют энергию, чужую силу, они очень чувствительны ко всему этому. Вот она и ощутила, что перед ней могущественная личность, поэтому просто так голову ему не откусишь и ручку не оторвешь, как она проделывала раньше. Она стала думать, как же Его убить. И решила, что раз уж попала к не слишком разумным пастухам, которые ничего не понимают и даже не защищают свое дитя, накормить Кришну ядом. Могучий ребенок или нет, а уж от яда точно умрет. Она взяла Кришну на руки, стала с Ним играть, а в это время смазала свою грудь сильнейшим ядом. Яд тот был настолько сильным, что даже просто вдохнув его, могла умереть сотня человек. Путана обильно намазала свою грудь этим ядом и дала Кришне. Кришна зло схватил сосок и стал жадно сосать. И выпил яд вместе с молоком, а заодно и жизнью Путаны.

В конце концов Путана взмолилась и стала просить, чтобы Кришна отпустил ее, но Он выпил все до последней капли. Путана, превратившись в то отвратительное чудовище, каким была изначально, умерла.

Посмотрим на эту историю с нашей стороны. Кого же олицетворяет ведьма Путана среди тех демонов, которые не позволяют Кришне проявиться в нашем сердце? У этой ведьмы есть несколько особенностей: заметьте, Путана пришла во Вриндаван не в своем обличье, она очаровала всех и предлагала что-то очень хорошее. Материнское молоко для Кришны - разве это плохо?

Когда мы только вступаем на духовный путь, множество демонов живет в нашем сердце. И первый, с кем нам приходится встретиться, это Путана - ложный учитель, ложная религия, то, что уведет нас от Кришны.

Представьте, что у вас появилось желание духовности, вы начинаете искать и приходите, например, к *******, к тем, кто выступает за уничтожение Бога... Нет, ****** - не самый плохой вариант, потому что он хоть и майявади, но учит дхарме, учит повторять Харинам. Но есть те, кто хотят убить Кришну. Что проповедовал ***? Что нет никакого Бога. И проповедовал это настолько убедительно!

Мне написала одна преданная о том, что прочитала книгу *** и плачет оттого, что он так убедительно доказал, что Бога нет. "Милый Кришна, я столько лет тебе поклонялась, а тебя, оказывается, нет!"

У *** очень сильный разум, логика (ньяя), психология, какие-то материальные доказательства - поэтому он доказывает это очень четко. В принципе, при определенных условиях можно доказать все что угодно: есть Бог, нет Бога.

Простая женщина начиталась, и у нее слезы из глаз. Ей так просто было: есть Бог, есть я. А тут доказали, что Бога нет.

- Говорится, что нужно "Шримад Бхагаватам" и "Бхагавад-гиту" читать, тогда проблем не будет.

Да, но много чего говорится, а читаем-то мы все подряд. И вот когда наша душа плачет по Кришне, но мы еще не знаем, что она именно по Нему плачет, мы идем искать и натыкаемся на подобных философов, которые, как Путана, дают нам вместе с молоком яд. Кажется очень питательно, духовно. Кажется, что вот сейчас-то я все пойму в этой жизни, все уразумею. Хотя это зачастую и на самом деле молоко (у того же *** очень много серьезных вещей), но в это молоко намешано столько сильного яду, что преданные не могут переварить, потому что преданные, как правило, просты.

Итак, первое препятствие - это Путана, которая может изголодавшейся душе подсунуть вместо Кришны что-нибудь ядовитое, и ум отравится так, что потом долго еще, возможно даже не одну жизнь, не сможет прийти к Кришне. Он будет практиковать атеизм, агностицизм, - все что угодно, но только не бхакти.

Понятно, что за демон Путана, и как она проявляется? Самое первое, самое явное ее проявление - это ложный гуру или ложная религия. Но есть еще одна маска демоницы - это когда мы уже следуем истинной религии, истинной сампрадайе, но при этом превращаем дух в форму, лишая его сути. Когда от духовности остается только форма, только ритуал. Допустим, вы пришли в храм и поклонились: если этот поклон внутри ничего не содержит, то он ничего не стоит - это просто форма. Представьте: поклон Божествам может быть "Путаной", если внутри нет духовной составляющей. Можно приходить в храм, можно выполнять все ритуалы, но если в них нет истинной духовности, нет Кришны - то это Путана. Звучит шокирующе, да? Вроде бы такая хорошая вещь, а в сущности - демоница, просто она выглядит очень красиво. Есть грубая Путана, есть красивая Путана, но обе они - ведьмы.

Итак, мы разобрали первое препятствие - это ложный гуру, ложное учение и наша неспособность сохранять живой дух, наша склонность превращать все в мертвый ритуал. Даже джапу и поклонение Божествам можно превратить в мертвый ритуал - это тоже Путана, она еще очень долго живет в сердце.

- Это может проявиться позже?

Да, это проявляется в течение практики. Может быть, для кого-то из присутствующих пока не актуально то, что я говорю, но рано или поздно это проявится, потому что законы общие, они справедливы для всех практикующих. Рано или поздно проявится и Путана, и Тринаварта, и все остальные. Вы должны знать их в лицо.

Приходят они последовательно, но это не означает, что если вы убили одного, он не проявится потом. Пока мы в материальном мире, война продолжается, Камса будет посылать этих демонов, и нужно будет постоянно бороться. Для этого и необходимо знание, чтобы мы могли их различать: мы должны будем распознать Путану, даже если она превратится в красавицу. Кришна убил демоницу, высосав все, что у нее было: и молоко, и яд. Мы в большинстве случаев не можем это сделать - мы не можем отделить молоко от яда. Мы отравимся, поэтому должны научиться отличать истинное от ложного и игнорировать яд. Мы можем надеяться на силу своего разума, но, поскольку мы - не Кришна, то можем и не переварить яд.

2. Шакатасура - лень и эго

Кого послал Камса после Путаны? Маленький, незаметный демон, которого все забывают - это Шакатасура. Это демон, способный вселяться в разные материальные вещи. Шаката - тележка. У него была способность становиться единым с каким-либо материальным предметом. Дух, который вселяется во что-то, к примеру, в дерево. Только наш второй демон был более могущественным, чем обычные духи.

Когда его послали убивать Кришну, то ему было лень это делать. Он подумал: "Какого-то ребенка приказали убить! Я же великий Шакатасура! Не могли что-нибудь посерьезнее придумать!" Он пришел спустя год после визита Путаны и стал наблюдать. Как раз праздновали Джанмаштами - Кришне исполнился год. Во Вриндаване - праздничная суета, все готовились: и мама Яшода, и Нанда Махарадж, и все родственники погрузились в заботы по организации праздника. Ведь нужно устроить достойный прием.

Все закрутились, погрузились в дела, а Кришна хоть и именинник, но никак не принимал участия в празднике, так как слишком маленький еще. Мама Яшода накормила Его, укрыла и положила спать под тележку, а сама занялась приготовлениями. И в этот момент Шакатасура, увидев свою жертву, тоже, как и Путана, почувствовал силу и понял, что не все так просто. Он тихонечко вселился в тележку, которая стояла над Кришной, то есть он стал тележкой. В этот момент Кришна проснулся, захотел кушать и заплакал. Но Яшода не слышала, потому что была занята. Кришна разгневался: Он кричит, а на Него никто не обращает внимания, никто не кормит! А ведь Он же еще совсем маленький! Что за безобразие! Младенец Кришна попытался выбраться из пеленок, ножками скидывая с себя одежду, и в этот момент пнул ножкой тележку, и колесо разлетелось в щепки. Тележка стала падать и чуть не придавила Кришну. Шакатасура "промазал" просто потому, что уже был мертв. Этим ударом ноги Кришна убил его.

Тут все сбежались, и не могут понять, что произошло. А дети, которые играли неподалеку, рассказали, что это Кришна ударил по телеге ножкой, и колесо развалилось. Им, конечно, никто не поверил. Еще бы, виданное ли дело, чтобы годовалый ребенок мог сломать телегу?! Все стали молиться Вишну, благодарить Господа Хари за то, что в очередной раз спас малыша. Празднование продолжилось.

Попробуйте догадаться, кого же олицетворяет Шакатасура в нашем сердце. Смотрите, как он действует: он хотел раздавить Кришну. Что у нас внутри хочет раздавить Кришну?

- Ложное эго?

Лень, сонливость, вялость, апатия, ложная гордость - они пытаются задавить Кришну, как хотел это сделать Шакатасура. Мы пришли в сознание Кришны, преодолели Путану, пришли в традицию, которая действительно ведет к Богу, и следующее наше препятствие - это лень, апатия, неспособность к шраванам и киртанам. Даже когда нам говорят: "Пойдемте поговорим о Кришне", - мы отвечаем: "Да ну, мне неохота, я устал на работе, я лучше дома полежу, телевизор посмотрю, или я занят, или еще что-то", - миллион причин, которыми мы давим Кришну, выдавливаем Его из своего сердца - вот это Шакатасура. Он довольно долго сидит в нашем сердце. Кришна подсказывает, как его можно выгнать оттуда: пнуть! Ленивого человека нужно пинать: ногой, коленом, как угодно - чтобы он слез с этого дивана, чтобы он думал не только о деньгах, женщинах и славе, но еще и о Кришне хотя бы иногда. Не у всех есть такая способность. Хорошо, конечно, когда Кришна в сердце - Он и пнет вовремя, и все сделает. Но у нас пока Его нет, поэтому пинать должен Гуру. И мы сами, потому что если все навесить на Гуру, у него ног не хватит - пинать всех учеников. Разум-гуру-садху-шастры. Как говорил Бхактисиддханта Сарасвати: утром ум нужно бить палкой, а вечером - ботинком. Все это борьба с Шакатасурой.

3. Тринаварта - беспокойный, недесциплинированный ум

Тринаварта уносит КришнуТретий демон, который появился во Вриндаване - это знаменитый Тринаварта. Он не просто так появился. Он уже был в курсе, что погибли Путана и Шакатасура, и он понимал, что во Вриндаване не все так просто, как кажется на первый взгляд. Он знал, что демоны приходят туда, но обратно не возвращаются - проклятое место: аномальная зона в материальном мире - духовная реальность. Он уже был осторожен и решил проникнуть во Вридаван незамеченным. Он наслал на Вриндаван пыльную бурю, которая засыпала весь Вриндаван, причем так сильно, что на расстоянии вытянутой руки никто ничего не видел. Это нетрудно представить тем, кто был во Вриндаване в Картику. Идешь по берегу Ямуны, и за тобой в воздухе стоит столбом, пыль вперемежку с песком. Поэтому приходится заматывать лицо, чтобы не задохнуться.

Яшода держала Кришну на руках, и вдруг перед самым началом бури она почувствовала, что Он стал очень тяжелым. Она пыталась его удержать, но не смогла и тогда решила положить. В ту самую минуту начался вихрь. Яшода пыталась схватить Кришну, но уже не нашла. Вихрь подхватил Его и понес из Вриндавана. Маленькому Кришне сначала очень понравилось, Он подумал: "О, я, как птичка, летаю!". Но спустя какое-то время Он понял, что Его уносит из Вриндавана. Тут Кришна подумал: "Нет, Я не хочу улетать из Вриндавана!", - и стал наливаться тяжестью. Чем выше поднимался Тринаварта, темя тяжелее становился Кришна. В итоге Кришна стал настолько тяжелым, что Тринаварта не выдержал, камнем упал с огромной высоты на землю и разбился, тем самым смягчив приземление Кришны. Малыш Кришна стал преспокойно играть на нем.

Так закончилась жизнь Тринаварты. Попробуйте догадаться, кого олицетворяет Тринаварта в нашем сердце. Кто у нас вертится, кто поднимает пыль? Не просто ум, а спекулятивный ум, беспокойный ум, который мечется и пытается засыпать и унести Кришну. Конечно, ведь если мы увидим Кришну, разве мы Его кому-нибудь отдадим? Перед тем похитить Кришну, демон Тринаварта пытается Его спрятать, засыпать песком, запорошить глаза всякой ерундой: беспокойствами, проблемами на работе, в семейной жизни...

Ум мечется, и из-за этих беспокойств мы перестаем замечать Кришну. Только после этого Тринаварта Его уносит.

Теперь мы знаем, кто такой Тринаварта в нашем сердце, но как с ним бороться?

Кришна нам подсказал, что нужно придавить его чем-то тяжелым: гуру на санскрите означает "тяжелый". Свойство гуру - придавливать беспокойный ум, объяснять что Кришна - Бхагаван, а ты - дас. Смысл жизни - према-прайоджана.

Самбандха, абхидхея и прайоджана - все нужно объяснить, чтобы ум успокоился, песок рассеялся, туман разошелся, чтобы Кришна мог спокойно жить во Вриндаване.

4. Ватсасура - легковесная духовная жизнь, несерьезность

Следующим был Ватсасура, демон-теленок. Ватса - теленочек. Кришна уже подрос, Ему исполнилось пять лет, Ему разрешили пасти телят. Однажды в стаде появился необычный теленок: он вел себя иначе, был более красивым, чем все остальные. У него был веселый нрав и характер - прыгал и играл, будто всю жизнь пасся в этом стаде.

Кришна обратил на него внимание и посоветовался с Баларамой. "По-моему, это не наш теленочек, прибился какой-то посторонний. И вообще это и не теленок вовсе, а демон самый настоящий, просто прикинулся красивым, веселым, радостным, скачет тут, хвост трубой". Кришна взял его за задние ноги, раскрутил и забросил на дерево, где демон испустил дух.

Ватсасура очень интересный демон: в нашем сердце он проявляется как жадность, излишняя расслабленность, пренебрежение к правилам и предписаниям шастр. Когда мы начинаем практиковать, спустя какое-то время мы начинаем расслабляться и думаем: "Зачем нам 16 кругов качественно, может, 16 кругов как-нибудь? А почему кофе, чеснок и лук - нельзя? Может быть, как-нибудь можно? Может, шоколадку можно?" - с одной стороны, это не так уж и важно: преданное служение не пострадает от того, что мы съедим шоколадку, правильно? От чеснока не пострадает тоже, потому что это к телу относится. Душа трансцендентна - можно хоть чесноком, хоть мясом питаться. И вы замечали, что проходит 10-15 лет, преданные могут уже и прасад не есть, они даже не предлагают. Да зачем? "Все равно Кришна не принимает у нас, таких падших".

Мне один преданный сказал: "Да зачем соблюдать все это? Все равно Кришне нет до нас никакого дела. У Него там Радхика есть. А что мы можем сделать? Вот я ничего делать и не буду". С одной стороны, логично, - но это и есть Ватсасура, который нам шепчет: какой смысл что-то делать? Можно расслабиться, можно попрыгать по полю, задрав хвост. Ватсасура этот, в принципе, не такой уж и страшный - его не сравнишь с вихрем или с демоницей Путаной. Казалось бы, какой-то теленочек. Однако, это тоже препятствие. У нас должен быть разум, у нас должно быть руководство, которое помогает нам, объясняет, где мы можем сделать послабление, а где нет: где это помогает в преданном служении, а где - разрушает его. Как правило, сам преданный не всегда может это понять. Если есть какие-то сомнения, то лучше все-таки обратиться к Гуру: то есть взять Ватсасуру за ноги, раскрутить и забросить подальше.

5. Бакасура - лицемерие

Кришна разрывает БакасуруСледующим во Вриндаван приходит очень интересный демон: Бакасура. Бака на сканскрите значит "цапля". Демон-цапля. Что собой представляет цапля? Живет она на болоте, стоит на одной ноге. Кто еще стоит на одной ноге?.. Садху, медитирующие йоги, - поэтому цапля очень похожа на садху. Цапля стоит на одной ноге, закрыв глаза, очень сосредоточенно, но с какой целью она стоит и медитирует?.. Чтобы выследить лягушку. И как только видит лягушку, вся ее медитация летит прочь, цапля хватает и глотает лягушку.

Бакасура олицетворяет в нашем сердце лицемерие. Когда мы внешне, в храме - преданные, с большим мешочком четок, с кантхи-малами и тилаком, а дома ведем себя как последние демоны. Лицемерие - это гораздо более серьезный демон, с которым нужно бороться еще тщательнее. Если с Ватсасурой еще можно как-то ужиться (шутка), то с Бакасурой - невозможно. Что сделал Кришна с Бакасурой?..

Заметьте, Ватсасура даже и не пытался убить Кришну - он просто скакал себе в стаде, прикидывался своим. Но Бакасура первым делом превратился в огромную цаплю и пытался заклевать Кришну, схватить и проглотить. И это ему удалось - он проглотил Кришну. Лицемерие пытается проглотить Кришну. И когда Бакасура проглотил Кришну, то почувствовал, что Кришна стал очень горячим, и выплюнул Его. Тогда он решил заклевать Кришну - стал своим огромным клювом лупить по Кришне, старясь попасть. Но Кришна схватил его за клюв и разодрал на две части.

Это подсказка, как нужно справляться с лицемерием. Кришна помог понять, как с ним бороться: раз ты лицемеришь, я разорву тебя на две части - либо ты преданный, либо материалист - выбирай. Не выдумывай, не пытайся быть везде. Вы обращали внимание, что преданным, которые одновременно пытаются быть и материалистами, и преданными, Кришна рано или поздно посылает какое-то серьезное испытание? Это испытание можно сравнить в разрыванием клюва. И либо преданный выдерживает это испытание и становится серьезным, либо уходит и становится нормальным, честным материалистом.

Те преданные, которые ушли, часто говорят: "Лучше быть честным материалистом, чем неискренним преданным". Это тоже своего рода выбор, который нужно уважать, потому что лицемерие хуже материализма. Бакасура очень опасен. Есть еще один очень интересный момент, о котором я скажу чуть позже...

6. Агхасура - жестокость

Агхасура хочет проглотить Кришну и его друзейПосле Бакасуры приходит Агхасура. Агха на санскрите означает "боль" или "змея". Агхасура пришел во Вриндаван и действовал не как Бакасура. Агхасура - это младший брат Бакасуры и Путаны.

Конечно, Агхасура расстроился из-за смерти своих родственников и был преисполнен решимости разобраться с Кришной за любимого братца и за сестренку. Но ему недостаточно было убить только Кришну, - он хотел уничтожить весь Вриндаван. Как убить всех? Это довольно долго и сложно. Он решил убить всех детей, а поскольку взрослые привязаны к детям, то они и сами умрут. Таков был план демона.

Агхасура превратился в огромного питона, залег во Вриндаване и раскрыл пасть.

Нижняя часть пасти превратилась в дорогу, а верхняя достигла неба - и получилась огромная пещера. Кришна, мальчики-пастушки и телята прогуливались, увидели пещеру, которой еще совсем недавно тут не было, и очень удивились. Мальчики-пастушки, которые шли впереди всех, увидели, что никакая это не пещера, а змей. Было видно зубы, язык, внутренности, да и запах отвратительный. Они поняли, что это очередной демон. Казалось бы, пастушки распознали врага, но не разбежались во все стороны, что было бы логично, а почему-то пошли дальше, прямо в пасть к этому демону. "С нами же Кришна, беспокоиться не о чем!"

Они зашли в пасть, и Кришна подумал: "Ну вот, мои друзья зачем-то зашли в пасть к этой огромной змее. Совсем, что ли, глупые?" Ну, а поскольку нехорошо друзей оставлять в беде одних, то Он пошел за ними. И когда все вошли, Агхасура, довольный, закрыл пасть. Пастушки закричали от страха и упали в обморок от удушья. Кришна посмотрел, что делают с Его друзьями, что им причиняют боль, и стал увеличиваться и перекрывать змею дыхание. Агхасура попытался выплюнуть всех, кого съел, но у него не получилось, и вскоре он испустил дух. И тогда Кришна оживил всех Своим взглядом, и все спокойно вышли. А Агхасура окаменел или засох, но так и остался в том месте, и пастушки очень любили ходить туда играть.

Кого же в нашем сердце олицетворяет Агхасура?..

Агхасура (змея, жестокость, боль) - это жестокость по отношению к людям, которые нас окружают: к преданным, к родным, к близким, к другим людям. Когда мы доходим до уровня Агхасуры, мы уже довольно развитые преданные, - преодолели Путану, Тринаварту, Бакасуру. И вот, когда преданный преодолел лицемерие, он думает, что уже достаточно возвышенный, поэтому считает, что ему многое позволено, и начинает задевать тех, кто рядом - оскорбляет их, причиняет им боль, - в первую очередь родным. Как ни странно, нам проще всего причинить боль близким людям, и им же больнее всего. Мы иногда с посторонними более вежливы и осторожны, чем с родными и близкими...

Когда в нашем сердце поселяется Агхасура, сердце становится очень жестким, черствым, жестоким. Когда в мире происходит какое-то несчастье, продвинутый преданный вместо того, чтобы посочувствовать, говорит, что это карма тех, кто пострадал. С философской точки зрения это правильно, но с точки зрения мягкости сердца - это просто жестокость, сухость сердца. Понятно, что все страдают не просто так, но мягкое сердце все равно переживает и сочувствует. Неважно, карма - не карма. Даже если человек погибает по своей карме, мы все равно должны понимать, что в материальном мире все страдают и достойны сочувствия.

Сострадание заключается не в том, чтобы показывать, какой я великий кришнаит или духовник, а все остальные - карми, которые сами заслужили свое страдание. Нет, сострадание состоит в том, что нужно пытаться помочь всем, кому мы можем помочь, и прежде всего близким людям.

Кришна убивал демона Агхасуру не просто так, а ради своих пастушков, ради своих близких друзей. Он, в сущности, и не хотел его убивать. Если бы пастушки прошли стороной, Он бы с ними пошел. Но пастушки попали туда и погибли, - и только ради них он убил этого Агхасуру.

Так вот, когда в нашем сердце начинает проявляться жестокость, то мы неожиданно теряем друзей, отношения с близкими - мама и папа вдруг становятся врагами. Особенно в начале сознания Кришны такое часто случалось: "Все, теперь я кришнаит, а вы - демоны", и родственные отношения нарушались. Эти отношения очень сильные, и когда мать и отец очень сильно любят сына или дочь и пытаются его защитить, то Кришна слышит не кришнаита-сына, а "атеистов"-родителей. Если родители с любовью хотят защитить сына от кришнаизма, то Кришны выполнит именно их желание, а не сына-кришнаита.

Наверное, вы думаете, что я сейчас говорю странные вещи. Но вспомните, на что откликается Кришна! Ему не нужны ваши аргументы, ваши объяснения, что вы Ему служите. Кришна откликается на любовь. По Интернету мне часто приходится объяснять молодым юношам и девушкам, которые приходят в сознание Кришны, что родители из любви к своим детям пытаются защитить своих чад от того, чего они не понимают. И так как Кришна откликается на любовь, то будет помогать им, а у начинающего преданного начнутся проблемы, в том числе и с сознанием Кришны. Поэтому наша задача - сначала делать то, что они хотят, а потом пытаться практиковать так, чтобы не злить близких. Не нарушайте отношений. Нужно понимать, что они не карми, что не только мы, но и они - тоже частички Кришны - маленькие дживы. Они, может быть, даже еще более продвинутые, просто пока этого не видно.

Это очень серьезный момент: если не преодолеть Агхасуру, мы потеряем друзей, отношения, в конце концов, и Кришну потеряем - его съест этот жестокий Агхасура.

7. Дхенукасура - жадность и грубость

Затем очень интересный демон появился во Вринаване, - Дхенукасура. Помните, он жил в лесу, где было очень много разных вкусных фруктов. Демон-осел. Вриндаван - это территория Кришны, а рядом в лесу Талаван жил демон Дхенукасура. Талаван очень манил пастушков, потому что в том лесу никто не жил, кроме этих демонов-ослов, которые всех оттуда выгнали и сами наслаждались плодами. Фруктов было так много, что демоны не успевали их все съедать, и те просто падали на землю, и по всему лесу разносился их чудесный аромат.

Пастушки рассказали Кришне об этом ароматном лесе и предложили сходить полакомиться чудесными фруктами. Но кто-то сказал, что там живет Дхенкука, зачем с ним связываться? Но, поскольку с ними были Кришна и Баларама, все решили все же пойти в Талаван.

Тут интересный момент: Дхенука - один из двух демонов, которых убил не Кришна.

Не буду рассказывать эту всем известную историю. Скажу вкратце, что завязалась битва. У Дхенукасуры был отличный слух и, когда он услышал, что в его лесу какие-то мальчишки трясут деревья и воруют его яблоки, то он мгновенно примчался, чтобы разобраться.

Когда ослы прибежали, то увидели: дети собирают их фрукты. И Дхенука страшно разгневался. Он подбежал и без всякого разговора лягнул Балараму.

Баларама опешил, даже не сразу среагировал: во-первых, он был на чужой территории; во-вторых, в гостях. Баларама не совсем понял сначала: гостей встречают копытами в грудь?! Может, ошибка какая вышла, может быть, не распознали. Я шучу, конечно, но в "Бхагаватам" описывается, что он среагировал не сразу.

И когда Дхенукасура увидел, что никаких последствий его наглое поведение не повлекло, то очень воодушевился, разбежался и снова лягнул Балараму. В этот раз Баларам не выдержал, схватил его за задние ноги, раскрутил и забросил на ближайшее дерево. То же самое произошло со всей остальной компанией.

Кого в нашем сердце олицетворяет Дхенукасура?

- Жадность? Ведь ему плодов было жалко...

Не только жадность, но и грубость. Как он поступил с Баларамой? Разве вежливо пинать гостей? Вот вы приходите в гости, а вам вместо "Харе Кришна" в нос кулаком. Это грубость. Грубость и жадность. Это серьезные препятствия, которые Кришна даже не устраняет лично, потому что с такими вещами нужно разбираться самостоятельно с помощью Гуру. Баларама - это Гуру.

Разумеется, мы все приходим в сознание Кришны с разными качествами, с разными способностями. Кто-то из нас, может быть, грубоват, или не умеет себя вести.

Казалось бы, это материальные недостатки, но, тем не менее, они могут быть препятствиями на духовном пути. Почему? Не сами по себе! Материальное с духом не связано. Каким образом эти материальные недостатки: жадность и грубость - могут быть препятствием на духовном пути?..

Сами по себе они не препятствие, но когда мы их невольно применим к садху, к вайшнавам, к гуру, к святым местам, - соответственно, духовная жизнь может быть разрушена. То есть, если человек от природы - грубый, то, приходя в сознание Кришны, он направляет эту грубость уже не на материю, а на духовные вещи, соответственно, теряет возможность продвигаться по духовному пути.

Следующий змей, который появляется во Вриндаване, - это Калия. Он приходит после Дхенуки.

8. Калия - злоба и гордость первого уровня

Кришна танцует на змее КалииКалия - очень интересный демон, потому что пришел во Вриндаван по милости преданного. Калия жил, как и все змеи, на своем острове, в своей стране, Нагапуре, где были разные разумные змеи. Он был одним из самых главных змеев. В этот город часто наведывался Гаруда. Он очень любил полакомиться змеями, и чем их где-то искать, проще прилететь в город, где змеи живут. Гаруда наедался там до отвала, а еще больше просто так убивал, чтобы развлечься.

Главных нагов это очень возмутило, и они решили обратиться к Брахме за помощью. "Что творит, а еще Вишну носит!" Брахма обещал поговорить с Гарудой, пристыдил его.

Гаруда устыдился и обещал, что если они будут каждый день приносить ему пищу, то он не станет их трогать. Этот город стал совершать жертвоприношение Гаруде, и тот больше не нападал на них. Какое-то время все так и было, но потом вдруг Калия сказал: "Доколе?! Почему это мы должны его кормить?" Калия стал пробираться в то место, куда складывали пищу для Гаруды, и все съедал. Когда Гаруда прилетел и узнал, кто это сделал, то ужасно разгневался и обещал позавтракать этим змеем. Когда Гаруда нашел Калию, то у них произошла битва, и Гаруда победил. А поверженный Калия сбежал в особое место - озеро на Ямуне.

Гаруда летел за ним, но, увидев, куда тот спрятался, развернулся и улетел. Гаруда не мог там показаться, потому что в свое время очень любил в том озере полакомиться рыбой. Ну, не вегетарианец он, что тут сделаешь! Преданные бывают разные: кто змей ест, кто рыбу; кто с клювом, кто с хвостом...

Так вот в этом озере была очень хорошая рыба. А еще там жил Саубхари Муни. И как вы знаете, этот Муни очень благоволил к рыбам, так как однажды по их милости женился на царевнах... В общем, Саубхари Муни очень любил рыб и покровительствовал им, и поэтому, - на правах садху, - он запретил Гаруде ловить и есть рыбу в этом озере.

Гаруда смиренно согласился и улетел. Но однажды, когда Саубхари Муни не было, Гаруда прилетел и стал ловить не мелочевку, а самую крупную рыбу. Поймал самую главную, унес и съел.

Когда пришел Саубхари, остальные рыбы ему пожаловались. Мудрец очень разгневался и проклял Гаруду, сказав, что если Гаруда прилетит и съест еще хоть одну рыбешку, или если даже просто появится в пределах этого озера, то сразу же умрет.

Калия знал эту историю, поэтому спрятался именно в том озере. Спустя какое-то время туда пришел Кришна с пастушками. У злобных змей выделяется яд, а Калия как раз был очень злобным змеем, и когда он поселился в озере на Ямуне, весь выделявшийся им яд, выливался в реку. Обычно Ямуна - чистейшая речка. Это сейчас современные "калии" понастроили там заводы...

Но тогда она была чистой, и все пили из нее. Пастушки пришли и стали пить, как обычно, но вся вода была ядовитой, и все пастушки, коровы и телята, - умерли. Деревенские жители в ужасе закричали: "Кришна! Что творится?!". Возмущенный Кришна залез на дерево, прыгнул в середину озера и стал плавать, плескаться. Калия услышал шум и выплыл посмотреть. Увидев, что какой-то ребенок хулиганит в его озере, он обхватил Кришну клобуками и не отпускал Его. Особенность жителей материального мира - считать, что если я тут живу, то и все вокруг - мое. Ну, вот Калия и думал, что теперь это его озеро.

Кришна, в конце концов, вырвался и начал танцевать на его головах. Жены Калии умолили его не убивать, Калия исправился, стал хорошим зверем и пошел жить в океан. Кришна пообещал, что Гаруда его не тронет. Такая вот история...

Кого же олицетворяет демон Калия в нашем сердце?

Злобу и самомнение. Он был очень гордый. Когда еще жил в городе нагов, из-за чего он возмутился-то: "Почему это мы должны что-то какому-то Гаруде?" И из гордости он схватил этого "мальчишку", который плавал в озере. Это гордость.

Очень интересный момент, как Кришна расправляется с гордостью - не просто танцует, Он гордость прибивает, топчет ее Своими ногами, пока не появится смирение. И когда у Калии появилось смирение, Он его отпустил. Этот демон гордости может увести от Кришны: он пытается Его отравить, задушить, закрыть как-то, чтобы Того не было видно. Но если Кришна как следует попинает за эту гордость, то рано или поздно появляется смирение: клобуки немножко усмиряются, успокаиваются и ждут следующего момента, когда можно будет снова вылезти. Потому что если в той истории он ушел навсегда, то мы-то знаем, что гордость в нашем сердце, даже когда ее как следует попинают, имеет склонность снова проявляться.

9. Праламбхасура - жажда богатства и славы

После Калии пришел Праламбасура - это стремление к материальному богатству. Когда преданный уже продвинут, в какой-то момент к нему начинают происходить материальные блага, и в этот момент они могут стать более привлекательными, чем Кришна. У нас есть примеры в ятре, когда деньги просто увели преданных от Кришны. Это серьезная опасность, которую мы, может быть, и хотели бы на себе испытать...

Но тем не менее, это серьезная опасность - мы пытаемся продать Кришну. Мы очистились, до какой-то степени сердце уже очищено, и в это чистое сердце начинает притягиваться очень много хороших вещей, в том числе и деньги, слава, известность. Во всех этих материальных благах ничего плохого нет. Плохо то, что мы можем променять Кришну на них.

Итак, приходит Праламбасура в виде пастушка.

Когда пришел Праламбасура, все пастушки стали играть и разделились на две группы: Шридама с Баларамой с одной, а с другой стороны - Кришна. Они стали сражаться. Проигравший должен был на своих плечах катать победителя. Группа Кришы, к которой прибился демон, проиграла. И Праламбасура взял на плечи Балараму, чтобы отнести его в стороночку и там прибить. Мол, Кришна такой сильный, такой мощный - столько демонов уже побил. Начну-ка я с Баларамы, а там и до остальных доберусь.

Праламбасура - это как раз ложная преданность. А также он олицетворяет материальное богатство, которое уводит от Бога.

Мы иногда готовы поменять Кришну, который уже появляется в нашем сердце, - на эти, фактически бесполезные вещи: на деньги, на славу, известность.

Да, пусть приходят материальные блага, но ни в коем случае не меняйте на них Кришну. Что значит променять?.. Вот представьте, что завтра вы стали богатым. Кришна же никуда не делся? Но когда мы начинаем думать, что у нас все есть, а Кришна отходит на второй план - это значит, что мы променяли Его.

Когда приходит богатство, и Кришна остается, - это означает, что богатство пришло не ко мне, а к слуге Кришны, - значит, к Нему. Я использую свою известность для Него, богатство, деньги, - все я использую для Него, но когда приходит Праламбасура и говорит: "А зачем тебе этот Кришна? У тебя же теперь все есть. Ты сам теперь Кришна". Это и значит, что мы поменяли бриллиант Кришны на бесполезное стекло материальных богатств. И заметьте, когда появляется Праламбхасура - это уже очень высокий уровень преданного. То есть у него уже нет каких-то серьезных материальных проблем: болезней, неприятностей... Он достаточно успешен, благополучен... И вот тут можно оступиться и потерять Кришну...

10. Брахманы Вриндавана - привязанность к ритуалам

Есть еще несколько препятствий. Например, история с женами брахманов. Вы уже сами можете догадаться, что это привязанность к ритуалам, которые подменяют Кришну.

Однажды Кришна с пастушками прогуливались в лесу, и они очень проголодались. Все припасы, которые им дали мамы, уже давно были съедены. Они знали, что неподалеку готовилось жертвоприношение, а там, где жертвоприношения, - полно всякой еды. Они решили сходить попросить покушать, и Кришна одобрил эту идею. Когда они пришли и стали просить еды, брахманы стали объяснять, что все это приготовлено для жертвоприношения, для ягьи, для Вишну. Но пастушки стали просить для Кришны. И все равно брахманы не дали им ничего. Дети расстроились, вернулись к Кришне, и Тот посоветовал сходить к женам этих брахманов.

Пастушки побежали к женам брахманов и сказали, что Кришна голодный. Жены брахманов обрадовались, что появилась возможность послужить Кришне и накормить Его, сразу же принесли все, что у них было.

Эти брахманы олицетворяют в нашем сердце недостаток... Это нельзя назвать демоном, но это серьезный недостаток, который тоже заслоняет Кришну. Мертвые ритуалы, цель которых - не Кришна, а что-то другое; материалистичные жертвоприношения, - то есть какая-то якобы духовная деятельность, которая внутри не содержит Кришну.

11. Индра - гордость второго уровня

Индра, Говардхан, КришнаПосле этого еще один "не демон" - Индра. У пастухов была традиция - совершать жертвоприношение Индре. Индра дает дожди: все растет, у коров есть корм, - следовательно, будет и молоко. Пастухи зависят от Индры, поэтому периодически делают жертвоприношение для него, чтобы тот вовремя посылал дожди.

Кришна спросил у Своего отца: "А зачем нужно это жертвоприношение совершать, ведь Индра - полубог, значит, все равно обязан дать то, что положено? Лучше Говардхану провести жертвоприношение, потому что мы от него больше зависим, чем от Индры. На Говардхане какие пещеры, какие озера, реки, какая трава! Коровы же не Индрой питаются, а травой на Говардхане. Поэтому лучше Говардхана-пуджу провести!"

Пастухи, когда услышали, что говорит Кришна, обрадовались и подумали, что это очень хорошая идея, и провели Говардхана-пуджу. Все было замечательно до тех пор, пока об этом не узнал Индра.

Индра сказал: "Ну-у-у! Возгордились пастухи! Устрою им сейчас!". И устроил ливень, захотел смыть весь Вриндаван.

Подумайте, что олицетворяет Индра.

- Гордость?..

Не просто гордость! Это особая, "продвинутая" гордость. Когда гордишься не просто так, а когда есть чем гордиться. Это продвинутая гордость: Я - Бог! Индра именно это воплотил: "Я тут главный, а не какой-то там пацаненок Кришна! Я главный, я - Бог, я даю все это пастухам! А они возгордились, не стали меня уважать, меня - Бога!"

История с Индрой символизирует, что продвинутый преданный преодолевает все, он уже даже Праламбасуру преодолел - он уже даже богатство использует в духовной практике. Он уже вообще очень крутой, продвинутый. Но потом что появляется? Самомнение! "Может быть, я - Бог? Может быть, я маленький, но все-таки Бог?"

Такую гордость Кришна уничтожает. Он показал, кто маленький, липовый, а кто настоящий Бог. Но это уже не демон, - это препятствие, которое не позволяет нам продвигаться по духовному пути. Видите, их сколько?

Эта история символизирует не только концепцию "Я - Бог", но также еще поклонение полубогам. Для западных людей это, правда, не очень актуально.

На самом деле Индра символизирует три вещи:

1. поклонение многим полубогам, - когда ум отвлекается;

2. гордость;

3. концепция "Я - Бог", я ее называю продвинутая гордость.

12. Варуна - "духовное развите" с помощью одурманивающих веществ

Дальше - Варуна... Помните, как Варуна захватил отца Кришны и утащил к себе в озеро?..

В "Чайтанья-шикшамрите" очень интересно написано, что это препятствие символизирует попытку использовать наркотические вещества в духовной практике...

Духовных практик много, вы не думайте, что сознание Кришны - единственная. Есть практики, где используются наркотические вещества. Шиваиты курят ганджу, шаманы глотают грибы... И вот этот Варуна-паша - это препятствие для продвинутого преданного. Он уже настолько продвинут, что не попадает под влияние наркотиков, то есть он не становится их рабом, но умеет использовать - и это тоже препятствие, потому что этим можно увлечься. Это, конечно, кошмар, и для преданных не актуально, но в шастрах есть такое предупреждение.

Мне однажды рассказывал человек, который занимается духовной практикой, что он раньше принимал LSD, - вещество, которое отключает какие-то тормоза в психике. Он рассказывал, что ощущение после ЛСД настолько сильные и кажутся такими духовными, что он не верит, что это было не духовное! История с Варуной и символизирует это препятствие: когда мы пытаемся искусственным способом продвигаться духовно. Понятно, что очень трудно естественным образом снять какие-то психологические замки, какие-то психологические проблемы. А тут съел таблеточку, и у тебя крыша поехала - как легко, как здорово, как духовно! Это препятствие - очень серьезное, это так называемая "дешевая духовность". В Америке было очень популярно. Те же хиппи шли по этому же пути - было целое движение...

...Отец Кришны не вовремя принял омовение, и этим воспользовались. Мы тоже можем сделать что-нибудь не так - попытаемся духовно продвинуться не с помощью очищения сердца, медитации, сосредоточения ума, а с помощью таблеточки, - и этим тоже могут воспользоваться. Очень многие обещают, например, *********: "Поешьте грибов, и будете продвигаться". Это все дешевка, которая делает нас рабами этого мира, поглощая нас еще сильнее.

А вот дальше уже вновь начинаются серьезные демоны.

13. Шанкхасура - вожделение, привязанность к противополножному полу

Шанкасура. Он был очень красивый. Его все путали с Богом Солнца. Когда он пришел во Вриндаван, все подумали, что это Бог Солнца их посетил.

Шанкачуда и Шанкасура - это одно лицо. Просто два разных имени.

Однажды Шанкасура пришел во Вриндаван. Он подумал, что раз уж столько демонов тут побывало, и ни один не справился, значит, надо менять стратегию. Он не был уверен, что справится с Кришной, раз уже пробовали более серьезные демоны, такие как Бакасура, Агхасура, но, во всяком случае, стал придумывать план. Он знал, что Кришна больше всего любит Радхику, и решил ее украсть и выдать замуж за Камсу, чтобы Кришна от расстройства умер сам собой. Хитрый демон. Эту историю описывает Рупа Госвами.

Когда Шанкачуда появился во Вриндаване, у него был камень Солнца - Сьямантака, который он стащил у Куверы, когда работал у него охранником в сокровищнице. И вот он нацепил этот камень, пришел во Вриндаван, - все подумали, что это бог Солнца к ним пожаловал, и все стали ему поклоняться. А этот бог Солнца взял и украл Радхику. Когда он ее нес, Радхика стала кричать: "Кришна! Кришна!". Тогда Кришна поймал его и убил.

Что олицетворяет этот демон?..

Какие у нас три ценности в материальном мире, за которыми все бегают? Деньги, слава и... женщины.

Этот демон символизирует привязанность к женщинам. Вожделение, проще говоря.

Вожделение и жажда славы. Для чего он стащил камень?.. Чтобы быть как бог Солнца, чтобы прославиться, сиять как он. Он был очень красив, все женщины были его... кроме Радхики.

Так вот этот демон - это околдованность известностью, славой и особенно вниманием противоположного пола. Очень серьезное препятствие.

Когда преданный развивается, не застревая ни на какой ступени, о которых мы говорили... А ведь на каждой из этих ступеней преданный может застрять на целую жизнь, а то и на две-три... На уровне Путаны, Бакасуры, Агхасуры можно тысячи жизней находиться! Если неправильно действовать, можно на них очень долго зависнуть.

Итак, когда преданный уже довольно сильно развит, он становится подобным этому Шанкачуде: сияет, прекрасен, как Бог Солнца, талантлив, знаменит, все женщины на него вешаются, он артист или еще кто-то такой же знаменитый. Очень легко променять на все это Кришну. Даже, может быть, от богатства, денег еще как-то можно отказаться, но слава более тонкая вещь.

Шанкасура - это уже близко к концу, но еще не конец. Представляете, сколько всего нужно пройти?

Гордость на самом первом уровне - это когда мы гордимся тем, чем и гордиться-то не стоит. А здесь уже есть чем гордиться. Если я известный артист, профессор или ученый, мне есть чем гордиться: я сам заработал эту славу, трудился, вложил много энергии, - то есть гордость имеет основу.

Шанкасура гордился своим камешком, и Кришна отобрал у него предмет его гордости. Если преданный чем-то гордится, то Кришна может забрать предмет его гордости: известность, здоровье или красоту, даже талант может забрать очень легко - это Он умеет. Сколько талантливых людей спилось - не выдержали проверки "медными трубами"...

У нас осталось двое демонов.

14. Ариштасура - высокомерие

Следующим пришел Ариштасура. Аришта - бык. Демон-бык символизирует высокомерную позицию в преданном служении. Заметьте: это новый вид гордости. Мы уже знаем о материалистичной гордости, но Ариштасура символизирует духовную гордость: когда преданный не просто гордится тем, что он преданный, но он высокомерно относится к другим преданным. "Вот у меня - служение, а ты какой-то ерундой занимаешься!" Высокомерное отношение к людям, к преданным. Так что если вы замечаете, что преданный высокомерен, то можете подумать: ну вот, Ариштасура проявляется. Но лучше, конечно, это замечать в себе самом, потому что когда мы замечаем это в другом, то какой это демон?..

Да, Калия. Злоба, зависть - сначала он увидел недостаток в Гаруде, потом в Кришне...

Ариштасура - это когда мы становимся высокомерны. Понятна ли разница между высокомерием и гордостью?..

Гордость может быть внутри человека, и он может ее прятать, а когда она проявляется вовне - это высокомерие, это уже хуже. Потому что по внутренней гордости Кришна может потанцевать, может ее уничтожить, и она превратится в смирение, но когда она проявляется вовне, то задевает других преданных, и это уже сложнее.

15. Кеши - гордость третьего уровня

Последний демон, который приходил во Вриндаван, - это Кеши. Такой демон приходит, когда преданный уже очень продвинут, когда он уже санньяси, гуру, ачарья. Кеши думает: "Я - гуру, ачарья, великий преданный, я буду учить других, я буду спасать вас, падших душ". Нам далековато до этого уровня, но знать это препятствие надо.

Помните, как приходили предыдущие демоны?

Шакатасура пришел такой скромненький, залез в тележку и никого не трогал. Калия спрятался в озере, отравил там все потихоньку. Агхасура пришел и просто рот открыл. Но как пришел Кеши?.. Он ворвался во Вриндаван, хвост до неба, стал рыть землю копытами... "Я - великий Кеши!" Это самый последний и самый трудный демон. Он приходит тогда, когда в сердце преданного почти Вриндаван, когда у него все способности, духовные качества, когда он уже мадхьяма-адхикари даже. И при этом у него уже появляются способность видеть: он видит, что кто-то еще с Путаной не справился, и что все вокруг маленькие, - и вот тогда появляется эта гордость ачарьи: "Я буду спасать других, я буду великим гуру". Это очень серьезная опасность, которая также пытается растоптать Кришну, как демон Кеши.

Итак, мы разобрали всех этих демонов, которые сидят в нашем сердце. В отличие от нашего "Вриндавана", в духовном Вриндаване Кришна уже есть и Он демонов оттуда выкидывает. Проблема нашего сердца-Вриндавана в том, что у нас Кришны пока нет, а демоны живут и процветают и отлично кормятся. Наша задача - почистить сердце так хорошо, чтобы Кришна хотя бы ненадолго там появлялся. Во время Харинамы хотя бы! Чтобы он хоть ненадолго туда заглядывал и проверял, все ли чисто. Для чего Ему туда заглядывать?.. Чтобы он помог нам от всех этих демонов избавиться. Можем мы своими силами от них избавиться, да еще и в Кали-югу? С нашими-то мозгами да с нашими-то способностями?..

Манда-сумандо-матайох...

В "Шримад Бхагаватам" нас называют ленивыми, глупыми, безмозглыми жителями Кали-юги.

Конечно, усилия нужны, нельзя говорить, что от нас ничего не зависит и лечь, как Шакатасура, на диван. Нет, это тоже демон. Но мы должны понимать, что наши усилия должны быть направлены на то, чтобы у нас появилась крипа вайшнавов, милость садху, милость Самого Кришны, в конце концов! Наши усилия направлены не столько на самостоятельное развитие, сколько на то, чтобы привлечь милость более возвышенных вайшнавов, и чтобы наше сердце стало настолько чистым, чтобы мы, по крайней мере, не оттолкнули эту милость, когда она придет. Милость всегда приходит как дождь с неба, как солнечные лучи, но если наше сердце не готово, то мы отталкиваем ее, словно зонтик отталкивает дождь.

Наша садхана, наша духовная практика предназначена именно для того, чтобы очистить сердце и не оттолкнуть того, кто придет нам дать что-то духовное. Садху придет, а мы можем не принять, да еще и оскорбим, и тогда духовная жизнь вообще остановится.

Итак, мне очень хочется надеяться, что после лекции у нас что-то останется в памяти, и теперь мы сможем вспомнить и главное узнать, когда вместо нас самих в сердце проявится тот или иной демон... (конец лекции)

Вопросы из аудитории:

Вопрос: (Неразборчиво).

МГ: Это Агхасура. Этот парадокс меня всегда удивлял: как ни странно, люди, которые занимаются духовной практикой, зачастую становятся более жестокими, чем обычные люди. И когда мы сами это проявляем, то не замечаем этого. Мы можем это заметить только тогда, когда по отношению к нам так же сделают, либо спустя лет десять.

Из аудитории: От аскез сердце ожесточается. Сейчас аскез не так много, но тогда книги распространяли, пожертвования собирали...

МГ: Почему? Вроде бы служение, а сердце черствеет.

- Потому что мне плохо, я это преодолеваю, а ты лезешь со своей мелочью...

МГ: ...Да, самый важный момент, что в материальном мире есть все, кроме любви. А когда не хватает любви, тогда появляется... А что такое любовь? Христиане говорят, что Бог - это любовь... Кришны-то нет, вот откуда эти демоны! Кришны нет - любви нет, соответственно, появляются все эти... и зависть, и гнев, и злоба, и жестокость, - только оттого, что Кришны нет в сердце. Когда Он появляется, хотя бы даже ненадолго заглядывает, - все эти демоны разбегаются. А те, что не разбежались - сами виноваты...

- На последнем фестивале очень много говорили о любви. Бхакти Вигьяна Госвами и Девамрита Свами вели два параллельных семинара только о любви. А раньше - только аскезы, аскезы, аскезы...

МГ: сейчас больше стали говорить о любви, потому что соответствующие стадии проходят, - преданные начинают понимать, где мы задерживаемся, над чем мы должны работать. Если раньше важны были аскезы, чтобы избавиться от лени или Путаны, то теперь уже нужно бороться с Агхасурой, Бакасурой - злобой и лицемерием.

Вопрос: (Неразборчиво)

МГ: Я перечислил всех этих демонов, ситуацию обрисовал. Теперь вы знаете, что нужно сделать для того, чтобы в сердце появился Кришна - прогнать всех демонов. Если все демоны уйдут, то в сердце будет Вриндаван, придет Кришна.

Лень надо пинать. Лицемерие нужно сделать единым целым, чтобы перестало раздваиваться. Для каждого Кришна показал метод борьбы. С тем же Бакасурой: ты был двойным, лицемерным, Кришна заставил тебя стать кем-то одним, цельным. И так далее...

В следующей лекции я буду говорить о том, как быть цельной личностью, несмотря на то, что мы обусловлены, несмотря на потребности тела и ума...

© Мадана-Гопал дас, www.gopal.ru

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама

https://plan-pozharka.ru/product/infostend-s-8-karmanami-goluboj/


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями / эмоциями / мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Дамодараштака-даршана +

+ Ради настоящего +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Мамино тепло +

+ Чего тебе? +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем: Баннер для фотозоны как сделать фотозону.



Рейтинг@Mail.ru