Вайшнав
"промежуточного" уровня.
Наше восприятие действительности искажено...
В процессе духовного развития это искажение претерпевает трансформации.
Нельзя однозначно сказать, что оно (искажение) уменьшается или увеличивается.
Искажение трансформируется. Корнем искажения действительности является
невежество и вожделение, которые проявляются в типе мышления "я
- мое", когда в центр мироздания ставится концепция собственного
эгоизма, а "моим" считается все, что возможно считать
"моим".
Сам по себе вайшнавизм в своей чистой форме разрушает концепцию
"ахам - мамети", ставя в центр Кришну и заменяя "мое"
желаниями Кришны. Еще на более высоком уровне "ахам" превращается
в отношения с Ишта-девом, когда собственное восприятие не рассматривается
в отрыве от типа взаимоотношений с Господом, и состоит уже не из
эгоцентрического самоощущения, но из расы с Ишта-девом. А изначально
искаженное восприятие "мама" в своем чистом проявлении
превращается в "мамату", чувство неразрывной близости.
Восприятие "моим" всего, что непосредственно связано
с нашей расой приводит, в частности, к правильным взаимоотношениям
с Самим Господом, Его спутниками, окружением и даже с материальным
миром и его обитателями, если на таком уровне эти отношения еще
сохраняются по той или иной причине.
Это предисловие важно для лучшего понимания "реализации",
которая мне пришла сегодня, пока я оставался в селе Барда из-за
поломки автобуса.
Итак, вайшнавизм приводит к смене материалистичного "ахам
- мамети" на реальные "раса - мамата", но это - в
идеале, на практике же преданный сталкивается со множеством нюансов
продвижения по духовному пути. Эти нюансы мы обычно называем "проблемами".
И этих проблем множество.
Я хочу разобрать одну, которая вдруг стала так ясна сегодня...
На определенном уровне развития преданный сталкивается (или может
столкнуться) с феноменом очередной трансформации концепции "я
- мое", когда он начинает воспринимать себя "хозяином
жизни"...
Это уже не начинающий преданный, он имеет какой-то опыт духовной
жизни... Его восприятие действительности не грубо-материалистическое,
как у стопроцентного пракрита-бхакты, то есть уже не находится лишь
в категориях кармы. Он уже имеет какое-то понятие о более тонких
вещах. Он понимает, что Кришна - это не некая абстрактность, к которой
почему-то надо стремиться. Кришна для него - это реальная сила,
которая проникла в его жизнь.
Но на самом начальном этапе такого восприятия Кришны преданного
подстерегает серьезная опасность. Попробую изложить...
Преданный на описанном уровне, как я уже говорил, начинает чувствовать
себя "хозяином жизни", что в контексте означает ощущение:
"Да, Кришна есть, но Он - для меня"! Здесь смешивается
относительно правильная концепция "ахам" и неправильная
"мама".
Откуда у преданного этого уровня (назовем его для краткости промежуточным
уровнем) такое искажение концепции "мама"? Дело в том,
что у преданного промежуточного уровня практически нет материальных
проблем: ему удается все, что он задумывает, довольно быстро исполняются
все, даже трудновыполнимые, желания; что бы он ни делал, обстоятельства
как будто бы подстраиваются под него... "Хозяин жизни"...
Меня поймут те, кто достиг этого уровня или сталкивался с подобным.
(Небольшое отступление: не надо путать промежуточного ваишнава
с человеком просто с хорошей кармой. Внешнее проявление описываемого
эффекта у них похоже, но подоплека - различная. Если у преданного
с хорошей кармой все устраивается просто благодаря материальным
законам, которые сработали бы в любом случае, даже если бы данный
человек и не стал преданным, то у промежуточного вайшнава имеет
место "эксплуатация духовной энергии в материальных целях".
Это не совсем точное и корректное выражение с точки зрения сиддханты,
но зато понятное.)
В конце концов, преданный начинает считать нормальным такое положение,
а положение это означает, что преданный принимает служение Кришны
себе под предлогом своего служения Кришне! Его цели лишь формально
имеют правильный объект, но фактически - это искаженная "мама".
Его достижение "духовных" целей (материального под предлогом
духовного) приводит к следующему искажению: преданный промежуточного
уровня начинает считать себя пурушей, когда Кришна в его жизни занимает
положение не конечного абсолютного субъекта, а лишь объекта для
удовлетворения "меня самого", который воспринимается как
субъект.
Представление о себе как о пуруше полностью уничтожает шанти, внутреннее
спокойствие, так как отождествление деятельности с собой и с собой,
как управляющим этой деятельностью, приводит к нарушению внутренней
уравновешенности при малейшем несовпадении желаний и внешних условий,
которые, в конечном счете, лишь порождение трех гун.
Потеря внутреннего спокойствия в результате приводит и к подмене
правильной цели. Целью становится не према, не взаимоотношения с
Кришной в той или иной расе, а свое положение "хозяина",
свое положение "слуги Кришны", которому служит хозяин!..
Что же происходит с промежуточным вайшнавом, когда он достигает
стадии "легкого восприятия духовной жизни"? То есть материалистического
представления о духовных категориях "раса - мамата"? Анализ
показал, что возможны два варианта развития событий. Первый, когда
преданный имеет достаточно разума и чувствительности, чтобы по косвенным
признакам и легким "покалываниям" со стороны Кришны-Параматмы,
определить искажения своего духовного развития и принять меры. В
шастрах это называется "идти по лезвию бритвы".
Второй вариант, к сожалению более распространенный среди западных
преданных, делится на два подварианта. Суть в том, что, когда вайшнав
не замечает искажений духовной жизни, происходящих с ним, то Кришна
(точнее - Параматма, так как на данном уровне Сам Шйамасундара Кришна
еще не проявлен в полной степени, а зачастую не проявлен вообще)
может действовать следующим образом: 1) оставить все как есть (худший
подвариант), предоставив преданному наслаждаться своими заблуждениями.
Другими словами, это означает, что у данного преданного еще не установились
НИКАКИЕ реальные (даже в качестве тени) отношения с Кришной, потому
что Тот не вмешивается в ЛЮБОЙ выбор такого вайшнава, что означает
безразличие со стороны Кришны; 2) дать преданному хорошую затрещину.
Этот вариант очень интересен с точки зрения механизма выполнения
"затрещины". Дело в том, что обычно она внешне выражается
в различных неприятностях, которые вдруг ни с того ни с чего сваливаются
на преданного, начиная от всяких бытовых и жизненных мелочей-неприятностей
и кончая смертью близких живых существ или даже собственного тела,
в зависимости от степени искажения, "заботы" и некоторых
материальных факторов. Проблема в том, что если это исходит от всеблагого
Господа, то встает вопрос о Его действительной "всеблагости".
Наше восприятие того, что с нами происходит и восприятие того же
самого Кришной, отличается. Механизм "затрещины" состоит
не в том, что Кришна посылает неприятности на нашу голову, а в том,
что перестают работать сдерживающие факторы, которые не давали нам
разбить себе голову, которую мы ДОЛЖНЫ были разбить естественным
образом. Это тоже имеет какой-то оттенок безразличия со стороны
Господа, но другого качества, чем в первом подварианте. Это безразличие
не настоящее, а просто ответное. Пояснять почему-то не хочется...
Надеюсь, и так все понятно.
Выводы. В духовной жизни важен фактор ответа. Духовная жизнь не
должна быть односторонним процессом. Иначе все сводится к старому
афоризму: "Если мы разговариваем с Богом, то это молитва, а
если Бог с нами - это заболевание". Должно быть и то и другое:
и молитва и ответ на нее. Самый лучший критерий истинности духовного
пути - это ответная реакция цели этого пути. (В нашем случае - это
Кришна.) В противном случае, где гарантия истинности? Мы живем в
мире, где иллюзорные действия направлены к иллюзорным целям. Как
определить, что ТЕПЕРЬ наша цель не принадлежит этому миру? Это
невозможно непосредственно с помощью имеющихся материальных инструментов
(чувства, ум, разум). Очень важно, чтобы цель была истинной, так
как в этом случае, даже если мы используем неправильные методы ее
достижения, Она сама подкорректирует их. Но нужно иметь духовное
чутье, чтобы принять ответ и корректировку с совершенно другого
уровня бытия, несмотря на то, что по внутренней сущности мы относимся
именно к нему.
© Мадана-Гопал дас, www.gopal.ru
31 мая 2001, с. Барда
Данное
произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой
основе при условии сохранения целостности текста и обязательного
указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно
в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru
Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия
автора не допускается.
Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети
ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую
кнопку:
|