<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Это первый рассказ из цикла "Воспоминания о Карттике"... В 2000-м году, в месяце Карттика, я был в Индии, но только сейчас, в 2002 году, решил упорядочить некоторые воспоминания. Ниже - одно из них, весьма забавное, на мой взгляд. Надеюсь, вам будет также весело читать, как мне было вспоминать. Все описанные события - реальные. (Чтобы прочитать подпись к картинкам в тексте, наведите на картинку мышь и подождите полсекунды, а чтобы рассмотреть саму фотографию, щелкните по картинке).


Странное прославление Говардхана, или Как меня чуть не женили

Anupama-maNi-vedI-ratna-siMhAsanorvI-
ruhajhara-darasAnudroNi-saGgheSu-raGgaiH
saha bala-sakhibhiH saGkhelayan sva-priyaM me
nija-nikaTa-nivAsaM dehi govardhana tvam

Рагхунатха дас Госвами

Я хочу рассказать одну историю, прославляющую Прекрасный Говардхан, эту удивительную гору, тождественную Самому Господу. Но я не Рагхунатха Госвами, который превосходно воспел славу Великого Холма в своей Говардхана-васа-прартхана-дашаке. Я не Рагхунатха Госвами, поэтому и прославление мое будет весьма и весьма сомнительным.

Итак, осенью 2000-го года я совершил паломничество в святую Вриндаван-дхаму, хотя само хождение по святым местам и все такое было для меня второстепенным, - я не за этим приехал в Индию. Цель была очень серьезная, настолько, что от того, каков будет результат, зависела моя жизнь. О самой цели и связанных с ней событиях рассказывается в другом рассказе: "Как Гурудев нашел меня". В нем говорится об очень важных и серьезных вещах, но помимо этого во время священного месяца Карттика произошло и множество других событий, не таких значимых. Об одном случае, на мой взгляд, весьма забавном, я и хочу рассказать.

В середине Карттики мы приехали в Говардхан. Так назывался городок, расположившийся вокруг Холма Говардхана.

Спектакль около здания, где нас поселилиНас расселили всего в сотне шагов от Самого Говардхана в очень странном здании с огромной комнатой в центре, в которой и уложились человек сто-двести (остальным пришлось ехать по гостиницам). Зал разделили на две части ширмами: в одной половине жили женщины, вдругой - мужчины. Мы побросали спальники, забив таким образом места. В гостиницах, наверное, было удобнее, но зато далеко от Говардхана, поэтому я проявил необычную для меня активность и, несмотря на "конкуренцию", занял место именно в этом здании. Рядом, слева, почти у стены вместили свои спальники двое учеников Бхактиведанты Свами Прабхупады и один индус, а справа - двое русских преданных. Отличная компания, одним словом. И еще одно преимущество было у этого здания. Прямо здесь же, на небольшом возвышении, буквально в десяти метрах от меня установили Божеств, которые путешествовали с нами все время Парикрамы. Они спали вместе со Своими преданными в одном зале, за небольшой ширмой. И преимущество было в том, что когда Они просыпались (а происходило это очень рано), то раздавался жуткий гул раковины, и необходимо было немедленно вставать и сворачивать спальники, потому что "спальная комната" за пять минут превращалась в алтарную. Так что Говардхан был единственным местом, где я присутствовал на всех утренних программах.

Вокруг здания был разбит великолепный ухоженный парк. Перед самым входом - большая поляна с ровной, почти английской травой. На этой поляне поставили пандал, в котором проходили лекции. Вокруг здания повсюду можно было видеть клумбы с цветами, деревья, защищенные небольшим заборчиком. В Индии к деревьям особое отношение, и почти все большие и важные деревья окружены оградкой. За зданием, если идти в сторону от Говардхана, росли рядами какие-то кусты, между которыми петляли дорожки. На этих дорожках мы принимали прасад. Там же, чуть правее стояли душевые без душа. То есть были кабинки, а в них кран, который торчал где-то в полуметре от пола. Поэтому подлезть под него и принять нормально душ не было никакой возможности. Приходилось набирать воду в ведра и из них обливаться. В этих душевых я где-то потерял зубную щетку, пасту и махровое полотенце. Не пойму, к чему это сейчас вспомнилось?..

Одним словом, устроились мы замечательно, и жили в городе Говардхане, около самого Холма Говардхана, целую неделю (или даже больше). Отсюда мы предпринимали многочисленные вылазки в разных направлениях, но началось все со знаменитого обхода Говардхана.Обход Говардхана (Парикрама) Это "мероприятие" решили растянуть на два дня. В первый день обходили левую часть, "голову", а во второй - правую, "хвост" холма. Подробности этого обхода - тема отдельной истории, поэтому я не буду его (обход) описывать. Только свои мысли, которые важны для раскрытия темы этого рассказа. Итак, как известно, о чем бы вы ни просили, обходя Говардхан, то непременно сбудется... Памятуя об этом, я старался сосредоточиться на своей основной цели (еще раз напомню, что она описана в рассказе "Как Гурудев нашел меня"). И все бы хорошо, но через некоторое время я стал ловить себя на странных мыслях, на совершенно левых с точки зрения той ситуации, просьбах: "О Говардхан! Почему бы Тебе не найти мне хорошую жену?.." Ого! Ничего себе! Откуда это вылезло, интересно? Нет, просьба-то как раз понятна. В Кали-йугу хорошие жены - практически вымерший вид живых существ, так что просить о помощи в ее поисках - нормально. Вопрос в другом: откуда вылезла эта, совершенно неуместная в тот момент, просьба? Тем более что проблемой женитьбы я никогда особо озабочен не был. Одним словом, пока я удивлялся незваным мыслям, они усиливались: "О Говардхан! На западе нет никакой культуры, все выродилось, где я там найду хорошую жену?.. (блин, а на кой она мне вообще сегодня сдалась, а?) Так что, может быть, Ты выполнишь мое желание и дашь мне хорошую жену, раз я Тебя обхожу? (чего?! совсем с ума сошел, да? ты о чем просишь, идиот! забыл, зачем ты в Индии и во Вриндаване?) Да! Вроде я чего-то не то говорю, но все равно, дай мне хорошую жену, а? Какую-нибудь красивую индианку, воспитанную в ведической культуре (а-а-а!) И нечего уши затыкать! В наше время хорошая жена может так помочь на духовном пути, - шастр не знаешь, да? Кардаму с Девахути вспомни хотя бы, - а дурная может легко все разрушить. Понимаешь? (Да понимаю, понимаю, только отвянь, пожалуйста! Я Говардхан обхожу для другого. Отвали со своими женами.) Сам отвали! Хочу хорошую жену и все тут! Говардхан! Все равно выполни мое желание!.." Так я перепирался сам с собой, полностью сбитый с толку. Казалось, что внезапная мысль о женитьбе пришла откуда-то извне, потому что воспринималась совсем чужой, не моей, а главное - совершенно неуместной. Причем разумом я прекрасно понимал это. Я растеряно смотрел по сторонам, периодически доставал колючки из стоп (кто ходил вокруг Говардхана, поймут, о чем я) и продолжал думать о "хорошей жене". Наконец, эти мысли совершенно вывели меня из себя. Пришлось срочно научиться их игнорировать. С помощью некоторых психологических приемов я подавил их и оттеснил. Но беспокойство осталось. С этим беспокойством в сердце и закончился для меня первый день парикрамы вокруг Говардхана. Мы вернулись к исходной точке, то есть к зданию, где остановились. Приняли прасад и собрались на вечернюю лекцию (вот здесь я боюсь соврать, потому что точно не помню, когда была эта лекция - тем же вечером или следующим утром. Но сути рассказа это не меняет.). Я все еще не отошел от парикрамы (и напавшего на меня неожиданного желания в том числе), поэтому вначале слушал невнимательно, рассеяно поглядывая по сторонам (вообще, во Вриндаване это было моим обычным состоянием - "поглядывание по сторонам"). Вдруг мой слух стал выхватывать резкие интонации в голосе Махараджа, который читал лекцию. Я прислушался и понял, что он почти разгневан, он говорил что-то вроде этого: "Вы зачем приехали во Вриндаван?! Вы зачем приехали на Говардхан?! В поисках чего? Жен и мужей?! Оставьте это! Я чувствую, что наша парикрама - это место, где все озабочены поиском мужа или жены, а не поиском Премы! Я чувствую это, мои саннйаси и брахмачари чувствуют это! Не забывайте, зачем вы приехали на Враджа-мандала-парикраму! Не за мужем, не за женой! А за Враджа-Премой!!! Я всех очень прошу, оставьте мысли о семейной жизни на время всей парикрамы!.. По крайней мере, оставьте их, пока мы находимся здесь, на Говардхане, потому что Говардхан исполняет все желания. Все! Вы должны просить только Премы! Только Премы!.."

Несем подношение Говардхану на праздник"Ах, вот оно что! - с облегчением подумал я. - Значит, вот это откуда. Просто общее настроение участников Парикрамы передалось мне. Ура! Я не виноват! Я не виноват!" Я успокоился. Ведь мне, наконец, удалось объяснить все с помощью разума. Я подумал, что Говардхан, конечно же, не обратит внимания на мои просьбы, ведь фактически они были не столько моими, сколько навязанными извне.

Вы думаете, это конец истории? Как бы не так! Это только начало. На следующее утро мы поехали в самое дальнее место за всю Парикраму (по крайней мере, мне так показалось). Мы поехали в Ади-Бадарикашрам. Тоже удивительное место, о котором можно много рассказывать. Мне почему-то там особенно запомнился маленький, но очень глубокий и очень холодный пруд и удивительное мурти Дурга-деви. Но сам Ади-Бадарикашрам к нашей истории отношения почти не имеет, - просто мы туда ехали.

Так вот, по пути, мы остановились в небольшом городке Дик, в доме одного из учеников Махараджа, который нас вел.

Это был двух- или даже трехэтажный дом. Непонятно скольки этажный, потому что в индийской жилой архитектуре не поймешь, что и где. Жилой индийский дом - это, как я понял, вечно незавершенное строительство. Он постоянно расширяется в разные стороны. Семья растет, и появляются пристройки, надстройки и подстройки. Так или иначе, я не сильно разглядывал загадочное строение дома, потому что уже привык и не надеялся разобраться, что к чему. Характерная особенность дома была в большой открытой площадке в самом его центре. Махараджа, возглавлявшего нашу группу, хозяева дома усадили на вьясасану во дворе, а сам двор заполнила разновозрастная семья (человек сорок) и наиболее активные преданные. Нас (не особо активных) провели какими-то хитрыми переходами и вывели на второй этаж, своего рода крышу, окружающую открытую площадку. Так что нам тоже все было хорошо видно и слышно. Правда, толку от этого было мало, потому что Махарадж стал говорить что-то на хинди, чтобы пригласившая нас семья могли хорошо понять. С хинди у меня туго, поэтому я стал глазеть по сторонам. Вокруг было очень красиво. Солнце встало совсем недавно: тихий ветерок и совсем не жарко. Чуть повыше нас достраивался еще один этаж с одной или двумя комнатами - наверное, один из молодых сыновей обзавелся женой... Вокруг меня были в основном западные преданные, с десяток наших, из России. Внизу что-то стало происходить, и все прильнули к бортам крыши. По-моему, кто-то из членов семьи показывал Махараджу маленького, недавно родившегося ребенка, или что-то там еще, я не помню. Но все смеялись. Я тоже попытался пролезть к краю, но в этот момент меня тихонько кто-то тронул за плечо. Оглядываюсь - два индийца. В белых одеждах, среднего возраста, один постарше (за пятьдесят, наверное), другой моложе (лет тридцать).

- Ду ю спик инглиш?

- Литтл, - говорю. Они чуть-чуть отвели меня в сторону, вежливо говоря что-то типа: - Какой прекрасный денек, не правда ли?.. - Ну или что-то в этом духе. Я аналогично отвечаю ("вери найс, вери найс, офкос"), а сам вопросительно смотрю: "Чего, мол, надо?", в смысле: "Чем могу служить?"

Сначала пошли стандартные: "Вот из йо нэйм", "Вэйафром" и "О! Ра'ссия, ра'ссия". Не знаю, почему столь многие индийцы приходят в восторг от слова "Россия". Ведь все, что они о ней знают - это то, что в России две зимы: одна, которая с зеленой травой - ничего, а вот вторая, которая со снегом!.. Я думаю, что вторую зиму им представить довольно сложно.

Потом пошли более интересные вопросы. Первым меня насторожил вопрос о какой-то там "вайф". Типа, есть ли у меня "вайф". "Ноу", - говорю и додумываю: "А вам-то, простите, какая дифференc?" Следует учесть, что в тот момент на крыше вместе со мной еще было с полсотни западных преданных, но индийцы подошли именно ко мне, причем достаточно целеустремленно. И еще следует учесть, что выглядел я, скажем так, достаточно бомжевато: небритый, в джутовых штанах (которые мне продали в качестве шелковых), в мятой после стирки курте (тоже "отменного" вида)... Одним словом, видок - не подходи близко, называется. Но это к слову...

После моего уверенного "Ноу", индийцы заметно оживились. Старший из них еще немного отвел меня в сторону и продолжил наводящие вопросы. Стал спрашивать что-то про "ворк".

- А, ворк? - говорю. - Систем администратор ай, вот такие дела.

- О! Систем администрэйтор, систем администрэйтор... - они понимающе закивали. Видимо, в Индии это почетная профессия. - Гуд, гуд...

- Ну, гуд, почему ж не гуд? - соглашаюсь я, но на последнем "гуд", индиец достает свою визитку и отдает мне. Оказывается, это хозяин дома, адвокат такой-то. "Ну, очень приятно", - говорю. - Чего над... чем могу служить?" Я честное слово ничего не понимаю!

Пошли вопросы о том, где я живу. "Адресс, что ли?" - уточняю. - "Есс, есс - эдре'сс!"

Ладно, не жалко:

- Раша, - говорю. - Перм-таун.

- Уот?

- Пи-и-аа-эм, Пермь. Такая-то стриит, такой-то хауз.

Все очень тщательно записали, даже электронный адрес, и стали узнавать, где я остановился в Индии. Я чего-то стал подозревать. Разговор становился все серьезнее. Я предлагаю позвать переводчика, потому что мой английский уже не справляется, но индийцы вежливо, но настойчиво останавливают мой порыв, убеждая, что транслэйтер не нужен. Что ж, продолжаю отвечать:

- Ай лив нау ин Говардхан, затем - гоу ту Варшана и потом - ин Вриндаван.

- О, Вриндаван! И веа ин Вриндаван?

- Там-то и там-то... Знаете?

- Не-а... - говорят. - Но мы найдем...

"Потом догоним и еще раз найдем..." - непроизвольно подумалось мне. "Вот-те раз! И зачем, если не секрет?" - хотел сказать я, но выдавил только лаконичное:

-Уай?

- Э-ээ... - индийцы хитро потупились. - Есть у нас гуд девушка, дотер наша, так сказать...

"Усе понял! Можете не продолжать. Не дурак же, в конце концов!" - я стал хохотать внутри, с трудом сдерживая улыбку и смех снаружи: "Ну, Говардхан! Ну, шутник! Не ожидал! Нет, конечно, все шастры и все святые говорят, что любое желание, о котором подумаешь обходя Говардхан, исполняется... Но что бы так быстро!.."

Короче, потом все время, пока в конце Карттики мы жили во Вриндаване, я боялся, что "за мной придут", и жил совсем не там, где сказал (сменив три гостиницы).

И еще. После этого случая все мысли о женитьбе до самого конца Парикрамы у меня пропали начисто. Абсолютно. Как вриндаванская корова языком слизала!

Ночное подношение лампадок на склонах ГовардханаВот такая история... Может быть, она не слишком философская, может быть, даже немножко глупая и наивная, но мне почему-то захотелось рассказать ее. Прославляет ли она Говардхан? Не знаю, сильно сомневаюсь... Только одно я твердо помню, что Говардхан произвел на меня одно из самых сильных впечатлений за все мое полуторамесячное пребывание в Индии. И совсем не потому, что сыграл со мной шутку. Это всего лишь забавный эпизод. Не знаю почему, но Говардхан показался мне самым родным местом во Вриндаване. О Говардхан, прошу, будь милостив ко мне! Я помню, что всегда с завистью смотрел на ребятишек, которые, как ни в чем не бывало, бегали по Тебе... А я мог только ходить за ограждением и смотреть на них. Мне так хотелось убежать от всей этой Парикрамы и забраться на Тебя, просто играть с этим детьми. Неужели Ты бы обиделся? Наверное, Ты бы даже не заметил меня... Кто я такой, чтобы замечать меня? Но ведь Ты так весело подшутил надо мной?! Пусть все говорят, что я сентиментален и принял довольно сложное стечение обстоятельств за Твое неравнодушие ко мне! Может быть. Но пусть все, кто так думает, держат это мнение при себе. Я же знаю, что Говардхан - хороший шутник, как и Его Господин, Гопал, и Им ничего не стоит разыграть Своего преданного, даже самого ничтожного. Для них нет таких понятий "достойный" и "недостойный" преданный. Я очень надеюсь на это. Потому что в противном случае у меня нет никаких шансов. А что я потерял в этом мире?.. Мне давно уже ничего не нужно от него, разве что моему телу, но оно - житель этого мира... Я молю Говардхан, чтобы Он не забывал обо мне, по крайней мере, пока я помню о Нем. Нет! Пусть Он не забывает обо мне, даже когда я забуду о Нем! Так будет надежнее. Что я еще могу сказать? У меня даже молиться толку нет. Но все равно, я молю: позволь еще раз (а лучше - больше) увидеть Тебя! Позволь мне играть рядом с Тобой и бегать по Тебе вместе с другими детьми. Что я могу еще сказать? Только вновь и вновь повторять: ниджа-никата-нивасам дехи Говардхана твам!.. Ниджа-никата-нивасам дехи Говардхана твам!..

© Мадана-Гопал дас, август 2002, Кунгур-Пермь

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Воспоминания о Кришнадасе Бабаджи +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Дамодараштака-даршана +

+ Кали-чела +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем:



Рейтинг@Mail.ru