<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Это подношение написано к девяностолетию со дня явления моего дорогого Гурудева, Ом Вишнупада Парамахамса Паривраджакачарья Аштоттарашате Шри Шримад Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махараджа. Подношение написано в форме воспоминания о том, как и при каких обстоятельствах я впервые встретил Его.


Как Гурудев нашел меня

(подношение на 90-ю Вьясапуджу)

Прежде всего позвольте принести полные поклоны у Ваших стоп, дорогой Гурудев. Я смиренно прошу Вашего позволения сказать что-то ко дню Вашего явления на этой планете. Тысячи людей будут прославлять Вас в самый благоприятный день Вашей Вьясапуджи. Вы уже девяносто земных лет бескорыстно служите Шри Гуру и Гауранге и Шри Шри Радха-Кришне. Но Вы также служите своим ученикам, как достойным, так и недостойным, не делая различий. Вы отдаете себя полностью, пытаясь помочь нам приблизиться к Божественному Абсолюту. В столь преклонном возрасте, когда с материальной точки зрения кажется, что тело уже ни на что не способно, Вы бесстрашно путешествуете по всему миру, разыскивая искренних душ, чтобы показать им путь к лотосным стопам Верховного Господа.

Сейчас Вас, о Гурудев, славят ученики по всему миру, но я, к несчастью, самый неискренний Ваш ученик, поэтому не способен на это. Слова благодарности, восхищения и прославления застревают у меня в горле, придавленные огромным ядовитым куском гордости. Потому что я не только самый неискренний, но и самый гордый Ваш ученик. Но даже сейчас, говоря это вместо того, чтобы прославлять Вас, я надеюсь на Вашу милость!.. Вместо того чтобы прославлять Вас в день Вашей Вьясапуджи, я прошу. Простите этого безнадежного ученика. В свое оправдание могу только сказать: я безусловно верю в то, что Вашей милостью все негативное уйдет из моего сердца... И эта вера дает мне силы.

Я не способен прославить Вас, поэтому в этот знаменательный день, хочу просто рассказать, как Вы нашли меня, как Вы попытались спасти эту спящую душу. И пусть эта история покажется странной в качестве подношения на День Вашей Вьясапуджи, я смиренно прошу Вас, о Гурудев, и всех Вайшнавов, принять ее...

 

Я начну свою историю не с начала, но издалека. В конце 1999 года я вдруг стал отчетливо понимать, что мое духовное продвижение замедляется. До этого я спокойно пытался следовать пути вайшнавизма, полагаясь на собственные силы, на силу собственного разума, интеллекта, понимания. И до какого-то предела это неплохо получалось, но вот почувствовал, что каждый новый шаг вдруг стал даваться с огромным трудом, словно идешь в густой, вязкой массе. И я сдался. Я взмолился Господу: "Я больше не могу и не хочу двигаться сам, без поддержки! Пожалуйста, пошли мне Гуру! Сам я не способен увидеть подлинное! Больше я не способен двигаться сам!" Через какое-то время я уже не мыслил дальнейшего развития по пути бхакти без гуру. Вступая в 2000 год, я уже не просто верил, а знал: что-то произойдет. Или-или. В то же время у меня откуда-то появилось сильное желание ехать в Индию. Как это ни странно, его не было до этого. Более того, я знал, что уеду в Индию! Но в то время я только вернулся из деревни, где жил какое-то время. У меня не было ни денег, ни работы, которая могла бы дать их. А чисто с материальной точки зрения, для поездки необходимо было иметь хотя бы 25000 рублей, что в то время составляло для многих россиян весь годовой доход. У меня же не было ничего.

Тем временем я только ждал и молился: "О Кришна! Где же мой гуру? Я больше не могу двигаться сам! Пожалуйста, пошли мне подлинного Гуру!" К тому времени в вайшнавском обществе, в котором я нахожусь, проходили сложные и болезненные процессы. Множество нарушений и несоответствий в этом обществе выбили у меня почву из-под ног. Я был очень разочарован, и не видел никакого просвета. Кризис наступил летом 2000 года. Я резко усилил свою личную практику, отчетливо понимая, что меня хватит не надолго. Я каждый день молился Святому Имени и Кришне: "Я не могу больше! Я или оставлю путь бхакти или превращусь в "вайшнава"-лицемера, как многие вокруг! О Господь! Я не хочу такой судьбы! Помоги мне! Я слепой! Я не вижу ничего сам! Я неплохо ориентируюсь в мире материи, но я не вижу духа, мои глаза слепы! Поэтому я не могу принять гуру сам. Только если Ты сам пошлешь Гуру, настоящего Гуру, я приму!" Это была ужасно несмиренная позиция: "Я не приму никого, пока Ты Сам мне не пошлешь", но я уже не мог иначе.

Примерно в это время, с весны, сама собой стал меняться материальная обстановка. Я открыл небольшое частное предприятие, стали приходить какие-то деньги. Чтобы больше не возвращаться к этому, скажу, что к осени у меня уже были необходимые для полета в Индию материальные средства.

Итак, я усиленно молился Святому Имени и Господу в течение пары месяцев, даже вел в это время дневник. Постепенно я стал чувствовать, что происходят какие-то изменения. Я не понимал какие, но они происходили. В это время первый раз в Россию приехал Шрила Нарайана Махарадж. Я, конечно, сделал все, чтобы попасть на его фестиваль. Ведь была вероятность, что Господь услышал молитвы и в его лице послал долгожданного Гурудева. Махарадж произвел на меня огромное впечатление, но к тому времени я был уже согласен только на то, чтобы Господь Сам указал мне на Гуру. Все время фестиваля Нарайаны Махараджа я молился, чтобы это случилось, чтобы был явный знак, что он - мой гуру. Я внимательно слушал хари-катху, которую говорил Махарадж, пытался почувствовать сердцем. Но знака не было.

Тем не менее, я вернулся с фестиваля очень вдохновленным. От Махараджа исходит огромная духовная сила, которой он заряжает окружающих. Разумом я понимал, что вот - возвышенный вайшнав, почему бы мне не принять его своим гуру? Но сердце не принимало. Я ждал СВОЕГО гуру.

Наступила осень. Я уже знал, что поеду в Индию, чтобы провести там священный месяц Карттика. Деньги к тому времени появились, бизнес набирал обороты. Месячное отсутствие, конечно, убило бы молодое предприятие, но меня это совсем не беспокоило. По-моему только один раз у меня промелькнула шальная мысль, а не плюнуть ли на Индию, на свой безумный поиск, и зажить, как все нормальные люди, тем более, что теперь появился хоть какой-то стартовый капитал, что можно начать "раскручиваться" в материальной деятельности... Эта мысль только мелькнула. Я прекрасно понимал, для чего мне давались эти деньги. Осталось только выбрать, с кем я еду. Было два варианта: в рамках своей духовной организации и с учениками Нарайаны Махараджа. С ИСККОН я не поехал...

Парикрама на Карттику с Нарайаной Махараджем проходила очень хорошо. Нас везде принимали замечательно. Я был очень рад, что не поехал со своими, потому что никогда бы не попал в такие места, в которых мы оказывались вместе с Махараджем. Одно то, что мы жили не в отдаленном Кришна-Баларам Мандире (как участники исконовской парикрамы), а в Рупа-Санатана Гаудийа Матхе, который располагался практически в центре Вриндавана, давало огромное преимущество. Вскоре я уже так освоился, что спокойно "носился" по Вриндавану: Йамуна, Сева-кунджа, храм Радха-Дамодары... Все было рядом, стоило только выйти из Матха Рупы-Санатаны! В своих поисках я свободно ходил по всем Матхам и ашрамам Вриндавана и окрестностей, что так же было бы невозможно с другой парикрамой.

Но духовный упадок, усиливавшийся на протяжении всего 2000 года, давал о себе знать. Я плелся за шумной вдохновленной парикрамой, равнодушно поглядывая на святые места, равнодушно кланяясь, там, где положено было кланяться, равнодушно выслушивая хари-катху, прославляющую то или иное место, ту или иную игру Кришны. Я слушал, а внутри словно бы кто-то равнодушный говорил все время: "Да что вы говорите... В самом деле?.." В этот период я, наверное, насовершал множество оскорблений святой дхамы. За что вскоре и поплатился, заболев во Вриндаване. За час-полтора меня свалила какая-то болезнь, от которой я упал на свой спальный мешок и в буквально смысле не мог пошевелить рукой. К ночи я подумал, что скоро оставлю тело. И стал перебирать все, что я успел натворить. Я перебрал всех и вся, кого мог ненароком оскорбить, просил прощения, и убеждал себя, что все-таки мне повезло, ведь я оставляю тело ни где-нибудь, а во Вриндаване! Попросив прощения у всех, кого вспомнил, я заснул. А утром встал практически здоровым.

В первый день Карттики мы пришли в особое место, где даются обеты на весь месяц. Я зашел неглубоко в Йамуну и подтвердил свой обет: "Я никогда не приму гуру сам, пока Кришна Сам явно не укажет мне моего гуру!" Сейчас я не помню точно формулировку обета, но смысл был именно такой.

Прошло не больше трех суток (точно не помню). И вот, наступил тот знаменательный день.

Божества в Кешаваджи Гаудийа Матхе (Матхура)Мы отмечали день ухода Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа. Все вайшнавы знают это имя. Началась торжественная программа. В это время наша парикрама остановилась в Матхуре, в Кешаваджи Гаудийа Матхе. Красивый храм расположился в очень шумном и людном месте города. Не слишком подходящее место для уединенного бхаджана, но, как говорили, замечательное для проповеди. По сравнению с Вриндаваном и другими местами, в которых мы оказались позднее, в Матхуре, прямо перед СОБЫТИЕМ, я провел самые беспокойные дни. Может быть, из-за суеты с документами, полной неразберихи с гостиницей, когда неожиданно не хватило места в заранее снятой для нас дхармашале. В результате - сумасшедшая беготня в поисках жилья, постоянные споры с рикшами, непонимание хозяев гостиниц. Уже стемнело, а я все еще рыскал с фонариком по самым "потаенным" улицам. Наконец, удалось найти очень удачный вариант, в пятнадцати минутах ходьбы от Матха. Минут двадцать спорил с хозяином на счет оплаты на непонятном языке из английских, бенгальских, русских слов и международных жестов. Он упирался, упорно твердя что-то про рупии. Наконец, он все-таки разрешил занять номер. Избавившись от этой проблемы, я опять побежал в Матх дооформлять чего-то там и попытаться успеть на вечернюю хари-катху и ночной ужин. Я вернулся в номер удовлетворенный, но совершенно замученный. По пути купил свежевыжатого апельсинового сока на двадцать рупий. Напившись, свалился спать, думая только о том, что за день забыл о своей цели. За сердце схватила такая тоска... "Зачем я здесь? Бегать как сумасшедший?" - думал я. - "О Кришна! Где мой Гуру?!" С такими мыслями я заснул.

На следующее утро по инерции продолжалась какая-то беготня, но я мягко от всего отстранился. Но все равно весь день находился в каком-то пассивно-ожидающем состоянии. Наконец, днем началась хари-катха, прославляющая Шрилу Бхакти Прагьян Кешаву Госвами Махараджа. Говорил сам Нарайана Махарадж, говорили его старшие саннйаси... Преданные заполнили зал. Мне удалось пробраться в середину, чтобы видеть Радху-Кришну и Гаурангу. Божества были открыты. Я все время смотрел на них. Меня очень смущал белый Кришна (в матхах Кешавы Махараджа Кришна белого цвета), хотя и знал причину, знал, почему Божество Кришны в Бхактиведанта Самити всегда делают из белого мрамора.

Я смотрел на Гаурангу и Радху-Кришну все время, пока мы что-то пели, пока старшие преданные делились воспоминаниями о Шриле Бхакти Прагьяна Кешаве Махарадже. Я не особо слушал, потому что как раз был в том оскорбительном настроении, которое описывал выше и из-за которого позже, уже во Вриндаване, заболел. Я постоянно спрашивал у Кришны: "Ну и?.. Все, конечно, здорово, но где мой Гуру!!!" Сейчас мне очень стыдно за подобное отношение, но в то время моя духовная разочарованность и беспомощность, наверное, достигли своего пика. Поэтому я сидел и во всю "обижался" на Кришну, говоря Ему в уме всякие обидные и несправедливые слова. Я знаю, что это не по-вайшнавски и так далее, но при всем моем стыде, я должен честно писать, как было дело...

Итак, я "разговаривал" с Кришной, когда вдруг очередной выступающий почему-то замолчал на полуслове, и в тот же момент со мной стало что-то происходить. И вдруг появился ОН. Незнакомый пожилой саннйаси, Он медленно пробирался среди преданных к возвышенности, на которой сидели старшие.

Повторю, я не знаю, как это описать. Но до сих пор, спустя почти три года, я помню это чувство: словно бы внутри что-то взорвалось, и от этого взрыва по всему телу разлилась энергия. Казалось, она проникла до кончиков волос. Меня всего помимо моей воли распрямило (я сидел полусогнувшись) и, наверное, волосы встали дыбом. Я не знаю, как я выглядел, но, наверное, снаружи тоже произошли изменения. Потому что я отчетливо помню, как в этот момент на меня удивленно посмотрел западный преданный слева и по-английски спросил: "Это твой гуру?" На что я, не в силах произнести ни слова, уверенно и опять же помимо своей воли кивнул.

Этим пожилым саннйаси был Шри Шримад Бхакти Вайбхава Пури Госвами Махарадж, мой дорогой Гурудев!

Все время, пока Он говорил, я физически находился в каком-то полуобморочном состоянии. Наверное, если бы я попытался тогда встать, то упал бы из-за дрожи в ногах. Но в сердце появилась долгожданная ясность и умиротворение. Я иногда смущенно и виновато поглядывал одним глазом в сторону Божеств. Когда Гурудев закончил говорить (он прославлял своего возвышенного духовного брата, Бхакти Прагьяну Кешаву Махараджа), Он сошел с вьясасаны и Его отвели в небольшую комнатку. Видя, как Он уходит, я стал осторожно выбираться за Ним. Пробрался вместе с несколькими преданными в комнатку и притаился в углу. Преданные приходили, что-то спрашивали, предлагали свои поклоны и пожертвования. Затем уходили. А я все сидел и пытался максимально правильно построить на английском фразу: "Пожалуйста, примите меня в ученики!" Я не знал, кто это, даже еще не запомнил, как Его зовут, но почему-то совершенно не сомневался, что вот он - мой Гуру! Мне самому теперь это кажется чем-то фантастическим, потому что обычно, прежде чем "отрезать", я "отмеряю" не семь, тридцать три раза по семь раз! Но в тот момент, видимо, ум был просто "в отключке". Я сидел и молился, чтобы Гурудев спросил меня что-нибудь. Почему-то я не мог ничего сказать первым. Преданные приходили и уходили, а я все сидел. Гурудев несколько раз вопросительно, но с улыбкой, посмотрел на меня. Но я, как статуя, просто глядел в ответ не отрываясь и ничего не мог из себя выдавить.

Наконец Он встал и вышел из комнаты, остановился и в последний раз испытующе посмотрел на меня. Я сидел и смотрел. Он ушел. Я остался в комнатке один и сидел там, погруженный в себя, пока меня не выгнали местные брахмачари.

Шло время. Больше я не встречался с Гурудевом, пока, в конце Карттики, побывав на Говардхане, Варшане и других городах, мы вновь не вернулись во Вриндаван.

За это время у меня проснулся ум, стал приводить множество аргументов. Что все это сентиментальность, что в жизни так не бывает, что это только в книгах... Множество аргументов-сомнений. Но сердце и разум не принимали нытье ума.

Божества в Шри Шри Радха-Вриндаван-чандра МандиреВернувшись во Вриндаван, я начал активно искать Гурудева. И вот однажды я встретил Его на берегу Ямуны с группой учеников. Я подсел к ним и стал слушать. Оказалось, что Гурудев тоже проводит Враджа-мандала-парикраму, разумеется, не в таких масштабах, как Исккон и Нарайана Махарадж, но тем не менее... Несмотря на возраст, он водил своих учеником пешком. Каждый вечер Он приходи на берег Ямуны, проводил для Нее пуджу и говорил хари-катху. В один из таких вечеров мне и посчастливилось увидеть Его снова. Когда Он закончил, и вся группа медленно пошла в ашрам, я присоединился к ним и наконец-то выяснил, где находится Матх Гурудева. Самое забавное, что он находился в двух минутах ходьбы от Рупа-Санатана Гаудийа Матха, в котором проводились все программы парикрамы Нарайаны Махараджа! Храм Гурудева назывался Шри Шри Радха-Вриндаван-чандра Мандир, и я столько раз проходил мимо! Там находятся одни из самых очаровательных Божеств Вриндавана...

С этого времени каждый вечер я сбегал с вечерней хари-катхи в Рупа-Санатана Матхе и приходил слушать Гурудева. Каждый вечер Он говорил для небольшой группы индийских и итальянских учеников. Я внимательно слушал, хотя понимал мало, так как на слух английский разбираю очень плохо. Потом со мной несколько раз приходили два замечательных преданных: Йашода-кумар Прабху и Найанабхирам Прабху. Они тихонько переводили мне хари-катху Гурудева. Я не могу подобрать слов благодарности, чтобы отдать им должное! Мои особые поклоны Йашода-кумару Прабху. Только благодаря его решительности и настойчивости, я смог преодолеть внешние препятствия, и, в конце концов, его бесценная помощь позволила мне получить посвящение у Гурудева. С позволения вайшнавов, я опущу некоторые подробности. Просто позвольте принести бесчисленные поклоны и искреннюю благодарность преданным, которые так помогли мне, помогли этому безнадежному "вайшнаву"! Прежде всего, я еще раз выражаю благодарность Йашода-кумару Прабху. Я просто не представляю, чтобы я делал без его помощи. Спасибо Найанабхираму Прабху за его дружескую поддержку. Огромная благодарность замечательному другу, Махендре Прабху, который так вдохновлял меня ехать в Индию и который так искренне радовался, когда, наконец, после стольких лет, Гурудев нашел меня. Мои поклоны Кришна дасу Прабху из Австрии, ученику Гурудева, за его искреннюю поддержку. Мои смиренные поклоны Говинде Махараджу, старшему ученику во Вриндаванском храме, который, лишь пару раз поговорив со мной, очень вдохновил меня ласковыми словами, вселив надежду в собственную небезнадежность. Моя благодарность всем участникам парикрамы Нарайаны Махараджа, с которыми мне довелось провести тяжелый, но одновременно один из самых удивительных месяцев жизни. Пусть все вайшнавы будут благосклонны к этому самовлюбленному глупцу! Я помню, как испытующе смотрел на меня Гурудев, раздумывая, стоит ли давать посвящение столь безнадежному ученику. Он смотрел около пяти минут. Наконец, кивнул. Потом, уже в комнате Гурудева, после всех необходимых процедур, Он произносил мантру на четках из Туласи, а я повторял за ним. Сто восемь раз. Затем Он говорил хари-катху, говорил о славе Святого Имени, а потом незаметно стал говорить об играх Господа, и слезы потекли из Его глаз. Его слуга выходил из себя, потому что встреча должна была закончиться уже полчаса назад, а Гурудеву было пора принимать лекарства для тела и отдыхать. Но Гурудев не мог остановиться...

На следующий день Гурудев уезжал. Мы с учениками стояли во дворе храма. Многие плакали. Гурудев сказал несколько слов на прощание. Но мне навсегда врезалась в память только одна Его фраза. Он сказал: "Не думайте, что я покидаю вас. Я всегда с вами. Сейчас кажется, что я уезжаю, и скоро все вы разъедетесь по свои городам и странам... Но я не оставляю вас. Где бы вы ни были, стоит вам только вспомнить обо мне, попросить помощи, как я появлюсь..." Через месяц, когда я был уже "дома", мне посчастливилось на собственном опыте убедиться, что это не просто слова...

 

Дорогой Гурудев! Я не могу ничего предложить Вашим стопам в этот день Вашей Вьясапуджи, кроме своей благодарности. Я до сих пор не могу понять, почему Господь позволил мне приблизиться к Вам! Пожалуйста, не оставляйте и этого своего ученика без Своей милости. К сожалению, я мало что способен понять в духовной науке, но благодаря Вам я, по крайней мере, твердо осознал одну вещь: только по милости чистого Вайшнава и Кришны мы можем обрести подлинного Гуру!

© Мадана-Гопал дас, январь 2003, Пермь

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Капля милости +

+ Червь на теле вайшнава +

+ Воспоминания о Кришнадасе Бабаджи +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Как меня женили +

+ Гурудев! Что мне делать? +

+ Дамодараштака-даршана +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем:



Рейтинг@Mail.ru