<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Это эссе было начато примерно в феврале 2001 года. К сожалению, я совершенно не помню, почему я его начал писать. Так что в данном случае никакой предыстории рассказать не могу. В тексте встречается достаточное количество терминов, так что без некоторой философской подготовки понять эссе будет сложно. Если Вы случайно напали на этот текст, не торопитесь убегать с сайта, а почитайте что нибудь художественное.


Двойственность материи и недвойственность духа

Живое существо в отношениях ценит эмоции. И вступает во взаимоотношения только ради эмоций, хотя часто и не осознает этого. Эмоциональный взаимообмен исходит из духовного мира, где отношения построены на разных видах любви, точнее, на разных вкусах любви (расах). Будучи по сути духовными, мы желаем проявлять те же отношения, что и в духовном мире, но в неподходящих условиях материального мира. Чтобы иметь какие-либо взаимоотношения, необходимо действовать. Невозможно оставаться пассивным. Но чтобы действовать, необходимо иметь несколько вещей: поле деятельности, объект действия, деятеля и цель действия. В духовном мире со всем этим все обстоит достаточно просто, но когда мы переносим подобную концепцию на материальный мир, ситуация меняется. Дело в том, что материя по своей природе пассивна, инертна, тогда как в духовном мире все обладает сознанием, там нет пассивной субстанции. Но ситуация такова, что находясь среди материи, мы должны принимать ее недостатки. Полем деятельности для нас здесь является материя, которая в данном случае (как поле деятельности) проявляется в качестве материального тела с одиннадцатью чувствами. Объектом действия также является материя в качестве других тел (которые хотя и сознающие, но воспринимаются нами как полностью материальные объекты) и полностью инертных не сознающих объектов материи. Всем этим пытается манипулировать деятель, пользуясь полем деятельности как средством. Деятелем в материальном мире является душа, как единственно реально сознающая субстанция материального мира (впрочем, при этом сама она к материальному миру прямого отношения не имеет). И цель деятельности для деятеля всегда остается неизменной - это взаимоотношения, которые приносят наслаждения. В духовном мире с этим все в порядке, так как целью является Высший Объект наслаждения, или Бог. Но в материальном мире, наше представление о положении четырех составляющих деятельности (деятеля, поля деятельности, объекта и цели) искажается. По очень простой причине: из этих четырех три являются порождением материи, и только деятель, сознающая частичка, является категорией духовного мира. Отсюда желание деятеля, совпадающее с истинными желаниями духовного мира. Но проходя через материю, желание чистых эмоциональных взаимоотношений, желание чистой расы, трансформируется в четыре категории: каму (желание наслаждения для одиннадцати материальных чувст тела), артху (желание надежного, устойчивого положения и удовлетворения эго, порожденного связью чувств с материальными объектами), дхарму (частичного удовлетворения потребностей души) и мокшу (заключительная попытка избавиться от разочарования, порожденного камой, артхой и дхармой). Таким образом мы строим взаимоотношения на основе этих четырех понятий, от чего отношения в принципе не могут быть чистыми, а значит не могут приносить реального удовлетворения.

Несмотря на это большинство живых существ в материальном мире в какой-то степени удовлетворены своим положением. Говорится, что даже червь, живя в испражнениях, доволен своим полем деятельности и предоставленными возможностями.

Итак, целью нашей деятельности являются взаимоотношения, а целью взаимоотношений - эмоции. Главным (но не единственным) выражением эмоций можно назвать любовь, которая, как известно, бывает различно окрашена (дасйа, сакхйа и так далее). В материальном мире мы пытаемся "окрасить" материальные объекты чувством любви, источник которого - духовный мир. Но духовный мир - не двойственный, там нет разделения на инертное и активное. Тогда как в материальном мире такое разделение есть. Когда мы проявляем духовное желание в этом мире, оно подвергается как минимум двум искажениям. "Излученное" душой, желание проходит через наше собственное тело и, следовательно, через его чувства. В результате изначальное желание вынуждено себя проявлять в одной из четырех категорий стремлений материального мира (кама, артха, дхарма, мокша). Таким образом изначальное чистое стремление искажается в той или иной степени (как правило степень зависит от сочетания гун, влияющих на тело). Но это еще не все. Так как любое наше действие связано с взаимоотношениями, наше уже искаженное стремление достигает объекта. Но в материальном мире - все объекты материальны. Частично или полностью. Поэтому происходит частичное или полное отражение проявленной деятельности в той форме, в которой они были "излучены" (как правило это форма эмоций). Но вторичное отражение вносит еще большее искажение. Ведь то, что вы считаете объектом своей деятельности, считает вас объектом своей (если этот объект сознающий). И этот сознающий объект также испытывает на себе влияние тела, чувств, эго и трех гун. Кроме того, он также как и вы, имеет стремления и желания, искаженные камой, артхой и так далее. Поэтому невозможно быть только деятелем, приходится быть также и объектом деятельности. Кроме того! Для кого-то вы также и поле деятельности... Кроме того! Природа отношений вообще (и материальных в частности) приводит к тому, что мы все больше увязаем в них, и чем глубже, тем сложнее затем разорвать их. И если в духовном мире это нормально, - отношения углубляются, эмоции усиливаются, взаимное наслаждение неограниченно возрастает (нет двойственности, а значит нет и ограничений), - то в материальном мире обычно это приводит к смене гун, влияющих на живое существо. И, как отдаленное следствие, к смене тела, которое более не соответствует изменившемуся сочетанию гун.

Вернемся к двойственности отношений в материальном мире. Самая большая проблема в том, что материя не может принести удовлетворения душе. Это в основном связано с различием их природы. Активное не может удовлетвориться пассивным, даже если создаст видимость активности в пассивном с помощью собственной энергии. Подобно тому, как человек, желающий летать, не полностью удовлетворяется, взлетев с помощью каких-либо устройств. Замена истинных, духовных, чувств их материальными аналогами приводит не только к полному или частичному искажению картины окружающего нас мира, Бога, нас самих и взаимоотношений между этими тремя, но также и к подсознательному (а у кого-то и к вполне сознательному) недовольству существующим положеним вещей. Чтобы сознающая частичка, или душа, была удовлетворена, ей необходимы три вещи: знание, вечность и наслаждение. Но в материальном мире все эти вещи покрываются, так как связываются с материальными объектами, природа которых: невежество (пассивность), временность и постепенное разрушение вместо наслаждения. Тем не менее, живое существо пытается использовать материю для имитации и вечности, и знания, и наслаждения. Частичное знание может выдаваться за полное, при условии ограничения степени познания того или иного объекта. Тогда непознанное можно просто отбросить. Поводы придумать несложно. Ощущение вечности не оставляет нас даже в материальном теле. Ощущение непрерывности своего бытия довольно сложно объяснить материальной логикой. С наслаждением несколько сложнее. Дело в том, что будучи по природе инертной, материя не может испытывать активного наслаждения. Это доступно только духовным объектам. Но душа в материальном мире может наслаждаться как правило только через материю, поэтому материя нуждается в стимуляции, имитирующей наслаждение. Как это возможно сделать? Одно из немногих свойств материи - постепенное разрушение и трансформация. Поэтому наслаждение в материальном мире основано на стимуляции одного из этих свойств. Активное начало, желая наслаждаться, возбуждает окружающую ее материю, как тонкую, так и грубую. Фактически все что исходит из души проходит вначале через ум, который потом воздействует на чувства. И стимуляция материи живым существом заключается в ее разрушении с последующей трансформацией (или без нее). Проще говоря, чтобы получить наслаждение в материальном мире, мы должны испытать страдание, ощущение которого формируется из разрушения материи. И только затем, как освобождение от страдания, живое существо испытывает облегчение, которое и называется наслаждением. Материальное удовольствие возможно ощутить только на контрасте: напряжение - облегчение, страдание - освобождение от страданий, боль (разрушение) - избавление от боли (трансформация), беспокойство - временная уверенность... Чем острее контраст, тем сильнее "наслаждение". (не окончено)

© Максим Мейстер, www.gopal.ru

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Образ из Океана +

+ Что не иллюзорно? +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Авиалинии и религии +

+ Мальчик и снежинка +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем:



Рейтинг@Mail.ru