<< начало

Меню
Что почитать?
Библиотека
Об авторе
Купить книги
Меценатам
Вопрос-ответ

Проза
[Рассказы]
[Романы,повести]
[Пьесы]
[Эссе и статьи]
[Переводы]
[Афоризмы]
[Юмор]
[Программы]


Это произведение с долгой историей. То, что вы прочитаете ниже, - такой небольшой текст! - писалось более двух лет! По несколько предложений за раз, иногда по несколько слов. Лишь однажды, внезапно проснувшись в три или четыре часа утра, я написал сразу большой кусок (когда девушка спрашивает пленника о любви, а он отвечает ей).

      Но как с 2000 года я его забросил, так до сих пор и не могу дописать... :(


Уход (рабочее название)

...Морская волна, набегая, приносит пену. Надолго ли? Лишь миг, и волна, смеясь, уносится прочь, сметая созданное собой. Одни пузырьки лопаются сразу, другие - надуваются, поглощая соседей, но затем тоже исчезают... И новая волна приносит новую пену. И чем отличается временность волны от временности пузырьков?.. Тем же, чем временность океана от временности порождаемых им волн...

На берегу бескрайнего, вечно беспокойного, океана стояла глиняная лачуга. Она издавна служила тюрьмой для одного узника. Со временем тюрьма ветшала: со стен сползала краска, цемент между кирпичами крошился, а двери и окна держались на ржавых замках. Люди ближайшего поселка любили узника за его мудрость и знания, он прослыл святым. Часто приходили люди к окнам тюрьмы за добрым советом и помощью. И узник всегда откликался, ведь он знал, что человек склонен считать важным - неважное, а ценным - бесполезное. Но вот прошел слух, что святой у берега моря собирается покинуть свою тюрьму. Вся деревня собралась у ее окон.

Мудрец уже давно не смотрел наружу. Все равно окна его тюрьмы были сделаны из толстого полупрозрачного стекла, всего исцарапанного песком, приносимого ветром с берега океана, а внутри покрытого толстой паутиной, с которой узник боролся всю свою жизнь, но так и не победил. Хотя слой стал много меньше с тех пор, как узник занял свою темницу. Ведь долгое время он даже не знал, что за паутиной еще есть толстое стекло, а за ним - песок и ветер... Велико же было разочарование!

Узник знал, что сегодня покинет тюрьму. Но не знал, радоваться ли, бояться ли этого. Но даже не зная, он боялся. Ведь здесь, в этой темной и сырой лачуге прошла вся его долгая жизнь, здесь был знаком каждый выступ на стене, каждая трещинка, каждый паучок... И он не знал, как сможет жить без всего этого. Ведь там, за стенами...

Но нет, так думал он еще недавно, но не теперь. Вчера, во сне как будто, он видел свой корабль, летящий в небе. Корабль цветочный, яркий, неземной. Пред ним и солнце - светляка рассвет! И говорил с пилотом корабля...

Теперь он ЗНАЛ... И зная, хотел уйти, чтоб больше не вернуться, но и хотел забрать других. Тоска его сжимала сердце, и вот мудрец впервые за многие годы взглянул на стекло.

- Вот он! Он еще не ушел! - вскричали вокруг, завидя лицо сквозь окно. Вышел вперед глава деревни и сказал:

- Не уходи! Мы так привыкли к твоим советам. Без них прибавится раздоров среди нас, и жизнь, и без того тяжелая, станет невыносимой.

- Не покидай нас! - сказали священники. - Ты поддерживал нашу веру.

- Останься! Только в час разлуки мы поняли, как нам ты нужен, - говорили другие.

Мудрец молчал. Тогда вперед вышел старший жрец и сказал:

- Знаю, что мольбы наши не остановят тебя. Не один год приходили мы с жалкими просьбами, глупыми желаниями, и ты терпел нас. Но теперь - уходишь. Богам под силу ли остановить?.. Но помня снисходительность твою, прошу, скажи всем нам, кто остается, ту истину, что ты постиг. Всю истину, с рожденья до кончины.

Мудрец ответил тихо:

- Нельзя сказать всего, пока в тюрьме я. Но лишь ее покину своды, меня уж не найдете, и вновь нельзя сказать всего! Что дать могу я? Лишь мираж в пустыне. Но и мираж о истине кричит! Ведь если нет воды в пустыне, то где-то есть она...

Священник принял сей ответ за знак согласия. Он отступил к толпе, сказав собравшимся:

- И жизнь, и смерть, и то, что между ними - важно для нас, спросите обо всем!

Тогда вышла вперед беременная женщина и сказала:

- Поведай нам о рождении и детях.

И узник отвечал:

- Как смерть не назови, она лишь то, что есть. Когда рождение сменяет смерть, ликуем мы, рожденье наблюдая, и плачем, видя смерть. Но это лишь два взгляда на одно. И смерть - лишь тень рожденья, рожденье - смерти тень. И смех младенца - это старца крик. Нельзя прийти куда-то, не уйдя.

А дети ваши... - то не ваши дети. Они пришли чрез вас, но не от вас. Ведь думы их - не ваши думы. А их судьба - не ваша жизнь. И прежде чем лепить подобного себе, подумайте, а нужен миру еще такой, как вы? Еще один?.. И если да, - творите! Но знайте: глину ни к чему резцом терзать, гранит же бесполезно гладить. Вы вольны форму изменить, но матерйал исходный не заменишь. И коль песок достался вам...

И спросил молодой отец, держащий за руку маленького сына:

- Поведай нам о воспитании.

Фундамент дома часто и не виден, но если он прогнил, что толку в совершенстве дома? Пусть он прекрасен, рухнет все равно. Но чаще на дурной основе и дом больной, и жители несчастны...

Что тело детское? Подобно губке, сжатой сильно, оно впитает, годы лишь начнутся, все, что вокруг. В родник опустишь иль в болото, с единым рвением та "губка" распрямится. Когда ж водой наполнится она (болотной ли, иль чистой), то сколько ты не лей нектара, муть не промыть, а грязью чистоту не выжать. Поверхность лишь возможно изменить. Один лишь способ: снова губку сжать, но это не под силу человеку. То может только смерть и Бог...

И вышел вперед учитель, окруженный учениками, сказав:

- Скажи нам, что есть учение?

- Как можно дать царю богатство? Сосуд наполнить, полный без того? Иль думаете вы, что Океан свое величье реками приобрел? Ведь кажется, они несут в него... но Океан лишь их источник. Твоя задача, о учитель, извлечь, а не вложить. И обученья труд, как труд на руднике. Лишь то возможно дать, что было до того.

Хороший рудокоп в пустой породе добудет больше золота, чем варвар в жиле золотой.

И спящий гуру - бесполезный гуру. Проснувшись сам, он может разбудить. И если сам проснулся ты, - учи! Из сердца в сердце суть передавай. Ведь и ручей, бегущий вольно, промыть забитый может...

Вышла вперед молодая девушка и спросила:

- Скажи нам о любви.

Пленник с улыбкой отвечал:

- Непросто рыбку золотую отыскать... среди песков пустыни. Тень может быть лишь серой, сколь света не направь. Цветущий розы куст - прекрасен, но тень его - лишь серое пятно, лишенное благоуханья. Но если скажете: не тень мы! отраженье! Но что с того? Растет ли куст у берега реки и, отражаясь в водной глади, он цвет дает, и это - отраженье. Но есть ли аромат? И истина ли там, где корни в небе, а в земле листва?

Что есть любовь? Служение. И только! Когда даешь и ждешь взамен... То не любовь, то жажда наслажденья. Но говоря: "Что до того, обнимешь ты меня или оставишь, сердце растоптав?" - ты любишь. Иль говоря: "Меня оставить - Боже мой! - Нетрудно... Но вырваться из сердца моего! Попробуй... И тогда скажу - есть сила у тебя..." Когда творца ты проклянешь: "Безумец, что ты сотворил, создав мне веки?! Они морганием своим мешают видеть образ дорогой!.." Все то любовь. Но есть ли что любить?! Тень? Отраженье? Прольешь ты свет любви на тень, - она цветной не станет, а отраженье на ноги не встанет! Но даже если ты своей любовью заставишь тень цвести... Лишь ночь настанет, ей конец придет, а камень небольшой разрушит зеркало, и гладь воды пойдет кругами.

Не знаю что сказать еще вам о любви. Я сам ее не знал, хотя искал. Но, может, впереди?..

И вышел вперед муж:

- Скажи нам о богатстве.

- Богат иль беден ты, неужто чувствуешь различье? Коль так, ты беден все равно. Хоть топчат тучные стада поля бескрайние твои, хоть сундуки в дворцах твоих от золота трещат и стонут... Ты нищий все равно. Не тот богат, кто многое имеет, а тот, кто рад тому, что есть. Насытиться нельзя - так мир устроен; имея все, захочешь все опять... и больше, больше... Жажду не унять. У чувств-желаний нет границы. Чем больше им даешь, тем меньше наслажденья, но больше сил уходит. Каприз очередной дороже станет, но радость достиженья все блекнет, дымкой уносясь... И вот мы на вершине, где каждый шаг - страданье, а отдых - воздуха глоток. Пустого воздуха, без капли кислорода. А вот конец пути: свинец в висок или на шею тонкий галстук... Кончает так последний нищий и богач, всего достигнув. Так кто богат?

Ответ был дан, но напоследок послушайте еще: однажды царь, могучий самодержец пришел к отшельнику, - на берегу реки тот думам предавался. И царь спросил: "Мудрец! Благослови, я на войну собрался". И глядя на волну, к ноге спокойно подходящей и уходящей вновь, спросил мудрец: "Ты победишь, но что же дальше?" "Тогда пойду войной другою, и земли новые опять я захвачу!" - "А дальше?" - "Другой сосед давно мешает мне... Его владенья сделаю своими!" - "А потом?" - "Ну а потом я мир весь захвачу!!!" - "И дальше что?" - "Ну а тогда смогу я отдохнуть".

Мудрец же рассмеялся: "Смотри же на меня - УЖЕ я отдыхаю!"

И царь смеялся вместе с мудрецом, но царь потом поехал на войну, отшельник же остался у реки...

Ученый вдруг спросил:

- Что есть знание.

- Богат лишь тот, кто знает. Но знанье - что? Не пыль ли в голове? И знать: покрыть той пылью любую мысль? И здравую, и вздор? О, нет... Стремленье истину искать - вот ближе к знанию стремленье. Когда же напоказ хотим мы выставить все памяти богатство, зубря и повторяя груды книг, останется ли миг хотя бы? для погруженья в глубь своей души, где россыпи жемчужин настоящих? Знать цель, знать средство, видеть результат - все то ступени истинного знанья. Иди по ним, но бойся ошибиться, ведь ложных целей больше, чем прямых, а средства чаще не пригодны. Путь сей тернист, но то вопрос другой... О знании сказать могу я кратко. Лишь слова два. Исполни мой наказ: познай себя!

Ищущий спросил:

- Скажи нам о наставнике...

- О, да! Наш путь, вся наша жизнь - тропинка по болоту, которую, увы, протаптывать должны мы сами. И потому шагаем невпопад: провалимся мы здесь и поскользнемся там... Кому-то нравится стоять на месте (и не рискует он, не двигаясь вперед), а кто-то по уши в болотной тине погряз... Но кто-то все ж идет. Но есть ли шанс в неведомой пучине найти дорожку к берегу другому? Возможно это, но ступая в след того, кто берега достиг, вам будет легче. Наставник - тот, кто оставляет след среди болота жизни. И тот, через кого увидеть край болота можно. Он как стекло прозрачное... Но на стекле испарина бывает. Когда в него один, другой и третий... и сотый... глядит и дышит, оставляя след. Когда стекло покрылося туманом, твой долг помочь стереть ту влагу. Но если хочешь ты лишь пользовать стекло, смотря на брег желанный... Беда тебе - не то увидишь ты, что жаждешь, а только то, что хочешь. А это не одно и то же!

Наставник нужен всем... но всем ли нужен он? Когда стремленье знать сильнее жажды наслажденья. Он нужен. Когда страданья больше, чем выдержать ты в силах. Он нужен. Но истинно он нужен, когда ты жаждешь наслажденья, при этом в них купаясь. Ведь тот, кто хочет что-то получить, доволен тем, когда получит, что жаждал ум иль тело. Но тот, кто все имеет, тот знает, что бессилен он извлечь желанный вкус из мертвого творенья. Таким нужнее помощь, но они принять ее не смогут, ведь в сердце их пустыня... Лишь тот принять наставника захочет, в чьем сердце есть любовь. Пусть спящая, немая... То не твоя уже забота. Будить гораздо проще, чем орошать пустыню...

Продолжение следует...

Данное произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой основе при условии сохранения целостности текста и обязательного указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия автора не допускается.


Пожалуйста, оцените это произведение:

Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую кнопку:

0

 

Реклама


Сервис

Отправить текст по E-mail - отправить
печать - Печать текста на  принтере
Написать автору - автору
рейтинг - Рейтинг текстов сайта
Обсудить текст на форуме - контакты


Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном! - прочитать (написать) отзывы на прочитанный текст

Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями/эмоциями/мыслями о прочитанном!

Тексты, близкие к прочитанному по теме, настроению или жанру - читать близкое:

+ Свет тьмы +

Тексты, отличающиеся от прочитанного по теме, настроению или жанру - читать другое:

+ Авиалинии и религии +

Случайная цитата из произведений сайта Рекомендуем:



Рейтинг@Mail.ru