Цели
человеческой жизни
Когда пишешь книгу или статью, основанную на мудрости, почерпнутой
из санскритских источников, всегда сталкиваешься с одной и той же
проблемой: как быть с терминологией? Отказаться от санскритских
терминов и выбрать какой-то более-менее подходящий русский словесный
аналог или расслабиться и засыпать читателя незнакомыми или почти
незнакомыми словами и терминами. У обоих подходов есть свои преимущества
и недостатки. Понимая, что адекватного однословного перевода санскритских
терминов все равно нет, я оставляют слова, но стараюсь тут же дать
наиболее подходящий русский перевод в контексте. Так что иногда
получается, что одно и то же санскритское слово в скобочках расшифровывается
по-разному.
В этой главе я хочу подробнее рассказать о важной цепочке слов,
которые часто появляются в других местах книги. Это основополагающие
понятия для человеческого существования - цели человеческой жизни,
или дхарма-артха-кама-мокша.
Сначала просто теория, упрощенный пересказ того, что же они означают.
Человеческая жизнь только с абсолютной точки зрения бессмысленна,
с относительной же - в каждый момент жизни у нас есть та или иная
цель. Как только желания и достижения прекращаются, прекращается
и существование в теле (в нашем случае - в человеческом). Цели могут
быть разнообразными, но все они относятся к четырем категориям:
1) Кама - желания и цели, связанные с телесными и эмоциональными
удовольствиями и радостями. Другими словами, кама - это те удовольствия,
которые могут принести нам пять чувств (вкус, зрение, слух, обоняние
и осязание, включая сексуальное удовольствие), а также те радости
и впечатления, которые генерирует шестое, внутреннее чувство - ум.
2) Артха - материальное благополучие, деньги, состояние,
положение в обществе, социальный статус семьи. То есть артха - это
все, что связано с социальным благополучием или неблагополучием
человека. Его взаимоотношения с обществом и положением в нем.
3) Дхарма - исполнение обязанностей, человеческий долг перед
родителями, семьей, страной, другими людьми, животными, богами,
своей собственной сущностью. Человек, появляясь в этом мире, опутывается
множеством обязательств и "долговых расписок".
4) Мокша - освобождение. В традициях, где нет личностного
Бога, мокша считается высшей целью жизни. Желание мокши появляется
после того, как истощены и обыграны остальные цели жизни.
Цели человеческой жизни выстраиваются в последовательности. Одна,
условно говоря, правильная, другая - неправильная. "Условно
говоря", потому что и та и другая цепочка все равно работают,
но вкус у них разный.
1) Цепочка кама-артха-дхарма-мокша начинается с камы. То
есть с желания удовольствий. И такое начало естественно для человека-как-животного
и для обществ, где нет человеческой культуры. Едва рождаясь, мы
уже хотим удовольствий: сначала еда, потом ощущения, потом пробуждается
сексуальность. Маленький человек - это животное, которое может стать
человеком, а может и остаться общественным животным, которого сдерживает
от бесконтрольного потребления лишь социальная структура, а не внутреннее
понимание.
Но так как человек разумен, даже начиная с камы, он через какое-то
время (обычно еще до школы или, в крайнем случае, подростком) понимает,
что удовольствия (игрушки, конфеты...) каким-то образом связаны
с бумажками в папином или мамином кошельке. А еще спустя какое-то
время молодой человек понимает, что, конечно, цель жизни - это сладко
есть, сладко спать и иметь много женщин, но для всего этого надо
много денег. И его цель начинает смещаться из категории камы в область
артхи. У девушек такое смещение тоже происходит, но, в силу естественной
женской природы, она надеется удовлетворить артха-потребность с
помощью богатого принца.
Далее, большинство людей терпят поражение в артха-достижениях.
Вернее, каждый достигает какого-то уровня социального и экономического
благополучия или неблагополучия.
Действительно же богатеют и занимают достойное, соответствующее
желанию, положение в обществе только те, кто понимают необходимость
дхармы (есть еще те, кто ничего не понимают, но богаты, в хорошей
семье и т.д., но это просто плоды исполнения дхармы в прошлом).
Такой человек понимают, что его кама (удовольствия от жизни) и его
экономическое благополучие зависит не столько от личных усилий и
попыток силой извлечь из окружающих каму и артху для себя, а от
того, насколько он сам дает каму и артху окружающим. Насколько он
нашел свое место в жизни и насколько он исполняет долг по отношению
к людям. На примитивном уровне это может выглядеть, например, так:
если человеку предназначено петь, то он может просто петь, давать
тем самым радость людям, а они в ответ будут делиться своей артхой.
Словарное определение дхармы: 1) "неотъемлемое свойство объекта",
то свойство, без которого объект перестает быть самим собой. Несладкий
сахар уже не может называться сахаром, поэтому дхарма сахара - сладость;
2) долг, обязанность.
У каждого человека есть основная дхарма, как стержень его личности,
и есть множество маленьких дхарм в значении долга. То есть, когда
используется слово дхарма, оно может указывать и на значение "долг
по отношению к чему-то, кому-то" и на то важнейшее свойство
личности, без которого человек теряет свою самоидентификацию в мире
людей. Теряет свой смысл и свое значение в социуме.
Поиск "своего дела", "любимого занятия", "дела
жизни", "своего места в жизни" - все это дополняющие
синонимы к понятию "поиск своей дхармы".
Только удачливый и очень разумный человек, начавший с камы и закончивший
дхармой, может обрести желание мокши, то есть перейти к четвертой
цели человеческой жизни. Но при "неправильной" цепочке
такое происходит редко, потому что люди, начавшие с камы, редко
добираются до понимания необходимости дхармы. Они так и плюхаются
в двух болотцах камы и артхи, пытаясь извлечь удовольствия из собственного
тела (сначала через чувства, пока они остры, потом через дополнительные
вещества - алкоголь, наркотики...) и быстро разбогатеть за счет
окружающих, ничего не давая взамен (обмануть, выиграть в лотерею,
взять кредит, ограбить...)
Итак, в первой цепочке желание мокши, освобождения, пробудившееся
после реализации остальных целей, всегда с большим привкусом разочарования.
Человек до боли разочарован и чувственными удовольствиями, которые
не давались в молодости, так как не было артхи, и показались пресными
потом, когда она появилась. Он разочарован и семейной жизнью, потому
что она не состоялась толком из-за незнания законов дхармы, и богатством,
потому что не знает, что с ним делать и видит, что это просто кокон,
который опутывает зависимостями и сосущими паразитами. И он разочарован
в дхарме, потому что на своей шкуре ощущает, как кама-артхические
люди вокруг в ответ на его дхармическую отдачу просто пользуются
им. Причем, даже самые близкие.
Вот тогда и появляется цель освобождения в значении "да пропади
оно все пропадом!".
2) Цепочка "дхарма-артха-кама-мокша". Правильная
цепочка начинается с поиска своего места в жизни, поиска своего
предназначения и с понимания своих обязанностей по отношению к окружающим.
Разумеется, это неестественно для человека-как-животного, поэтому
начало с дхармы может быть или у очень разумных людей, или у тех,
кто родился в культурной среде, где он может просто копированием
поведения старших обрести правильные навыки и хорошие привычки.
Дальше цепочка разворачивается автоматически. Тот, кто нашел свою
дхарму или даже просто из чувства долга исполняет свои обязанности,
автоматически получает подходящее ему место в социуме и необходимые
материальные средства. Как правило, не много и не мало, а ровно
столько, сколько ему нужно. Удовлетворив артху, человек может полноценно
реализовать и каму, так как он теперь не ограничен материально (за
счет реализованной артхи) и не склонен к излишествам и увязанию
(за счет понимания дхармы).
Человек, идущий по "правильной" цепочке целей довольно
быстро приходит к желанию мокши. В чем же разница между этими двумя
цепочками, если результат одинаков? Принципиальная разница не в
скорости (у второй все происходит намного быстрее) и не в надежности
(вероятность увязнуть на каме-артхе в первой цепочке все же очень
велика), а во вкусе, с которым человек приходит к последней цели
человеческого существования. В первом случае - это разочарование,
а во втором - пресыщение.
С абсолютной точки зрения, разницы, конечно, нет. А вот с относительной,
сравните сами: 1) разочароваться в жизни, потому что всю
жизнь не было друзей, нормальной семьи, перебивался от зарплаты
до зарплаты и занимался нелюбимым делом или 2) ничего уже
не хочешь от жизни, потому что все, чего хотел, достиг, прожил в
любящей семье с замечательными детьми, занимался любимым делом,
ощущал себя на своем месте и чувствовал свою нужность, никогда не
беспокоился о деньгах, так как они сами приходили, когда в них была
нужда.
Да, с абсолютной точки зрения, разницы действительно нет, потому
что и те и другие в результате хотят мокши, и тех, и других ждет
испытание смертью.
Но я пишу не для тех, кто смотрит с абсолютной точки зрения, а
для того, кто хочет попытаться пройти "правильную" цепочку,
сменить акцент на дхарму, в каком бы состоянии погруженности в каму-артху
он не находился сейчас.
Тем, кому это важно, книга может помочь подойти к четвертой цели
человеческой жизни с правильным вкусом, а, может быть, и заинтересоваться
парамартхой, высшей, пятой целью человеческой жизни.
© Максим Мейстер, www.gopal.ru
(из книги "Семейная
жизнь как духовная практика")
Данное
произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой
основе при условии сохранения целостности текста и обязательного
указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно
в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru
Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия
автора не допускается.
Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети
ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую
кнопку:
|