Во
время разбега - разбег перед прыжком важнее самого прыжка
Афоризм в заголовке имеет отношение ко многим вещам, в том числе
и к теме сегодняшнего размышления.
Итак, во время разбега... ВО ВРЕМЯ!.. разбег важнее самого
прыжка.
Часто люди, которые всерьез практикуют, совершают распространенную
ошибку: они думают, что в их практике и жизни ничего не изменится,
когда они женятся или выйдут замуж. Думают, наоборот, все будет
идти "по писанию", и муж/жена помогут мне в духовном развитие.
Это заблуждение. Не то, что помогут - помогут, конечно, но совсем
не так, как это видится сквозь романтические ожидания и построения
ума.
Заблуждение заключается в том, что при смене социально-дхармического
положения, человек старается сохранить поведение предыдущего состояния.
Например, в вайшнавизме главной декларируемой шастрами обязанностью
мужа является обязанность привести жену к Богу. Как это "приведение"
выглядит на практике, каждый понимает по-своему. Но что можно сказать
точно: попытки прямолинейного смешения идеалов и практики никогда
не проходят безнаказанно. Результат мы знаем - развод и "не
сошлись характерами".
То, что я скажу далее, не имеет отношения к пара-дхарме, так как
по-настоящему, то есть для души, все эти семейные игры не имеют
значения. Можно быть нищим, несчастным, разведенным, разочарованным,
всеми брошенным и больным, но при этом быть с Богом, думать о нем
и никогда о нем не забывать. Для души внешнее положение тела не
так уж и важно. Но если у нас еще нет полного понимания своего тождества
с духом, и есть привязанность к ценностям семейной жизни, нужно
честно признать, что пара-дхарма в семейной жизни неизбежно уступает
первое место "просто дхарме". Если человек женится или
выходит замуж, "прыжок" отменяется, и надо отдать все
силы "разбегу", а не скакать вприпрыжку, не в силах ни
оторваться от земли, ни толком разбежаться.
На практике это, например, может означать, что долг мужа перед
женой с абстрактного "привести к Богу" сменяется на банальное
"постараться пробыть вместе всю жизнь".
Бог не отвернется от нас за разрушенную семью, за оставленного
мужа, за брошенную жену, но отвернутся боги. Отвернется Лакшми,
тяжело вздохнет и пожмет плечами Ганеша. А Дурга вместо обычного
ласкового подталкивания возьмет в руки трезубец или топор...
Жизнь человека, который пренебрегает дхармой ради Бога, точнее
- "ради Бога", превращается в постоянную борьбу с неблагоприятными
обстоятельствами. Неудивительно, что и духовная практика, если она
идет не от реальной потребности сердца (а таких "не" -
99.9%), не выдерживает подобных испытаний. Поэтому пренебрежение
дхармой для начинающих искателей опасно еще и тем, что они теряют
и ту около-духовную практику, которая, если бы не прекратилась,
могла бы со временем превратиться во что-то настоящее.
© Максим Мейстер, www.gopal.ru
(из книги "Семейная жизнь как духовная
практика")
Данное
произведение может свободно распространяться в интернет на некоммерческой
основе при условии сохранения целостности текста и обязательного
указания имени автора и ссылки на авторский сайт примерно
в таком виде: (с) Максим Мейстер, авторский сайт - www.gopal.ru
Любое коммерческое использование текста без ведома и согласия
автора не допускается.
Если вам понравилось, поделитесь прочитанным с Вашими друзями в сети
ВКонтакте, FaceBook, Одноклассники и другие... Просто нажмите подходящую
кнопку:
|