Сосуд жизни

Сервис

— Смотри и слушай, — сказал тогда Прашанти. – Наша жизнь подобна этому стеклянному сосуду; камни подобны большим делам, большим желаниям и большим стремлениям; галька подобна не таким важным, но необходимым делам и желаниям; а песчинки – это мелочи жизни. Если мы заботимся только о мелочах, думая, что большое подождет, то наша жизнь заполняется мелочами, подобно тому, как сосуд заполняется песком, и в нашей жизни не останется места для действительно важных вещей. А ведь их не так много, подобно тому, как совсем немного больших камней в маленьком сосуде. Всегда в первую очередь заботься о важном. Познать себя, познать мир, познать Бога – вот «камни» для мудреца. Чистая жизнь, поклонение святыням, счастливая семья – вот камни для благочестивого мирянина. Друзья, богатство, благотворительность и возвышенное общение – вот «камни» для обычного человека.

Не превращай свою жизнь в песок! – сказал учитель ученику, повернулся и покинул двор, оставив ученика одного.

Для Кшанти слова учителя прозвучали, словно удары грома. Он остолбенел и, глядя на две насыпанные им кучи, произнес:

— Да, это так. Я собирал песчинки, оставляя камни напоследок. Но жизнь ограниченна, подобно этому сосуду…

Он присел рядом с песком и стал пересыпать его из одной ладони в другую: песок постепенно просачивался сквозь пальцы, и вскоре из ладони в ладонь падало лишь несколько песчинок. Он взял камень, но сколько бы он не перебрасывал его, тот оставался прежним. «Он не будет потерян, пока ты сам его не бросишь», — подумал Кшанти.

Весь день просидел он около груд камней, гальки и песка. Грустно ему было, потому что истина, показанная учителем, была очевидна, но ум не хотел принимать ее. Ведь мелочи жизни кажутся ценными, пока они недоступны. Лишь получив их, понимаешь, что это всего лишь бесполезный песок.

Кшанти взял стеклянный сосуд и стал крутить его в руках. Вдруг он что-то заметил и внимательно вгляделся сквозь стекло. «Да! Все это так, но…» – он вдруг заулыбался и быстро стал проводить новые эксперименты с песком, гальками и камнями.

* * *

На следующее утро Кшанти смиренно подошел к учителю и сказал:

— Учитель, я очень благодарен вам за вчерашний урок, но позвольте мне показать вам одну вещь…

Они снова вышли во двор к трем кучам. Кшанти поставил перед ними два сосуда – один вчерашний и один новый, точно такой же.

— Посмотрите внимательно, о учитель! – сказал Кшанти и протянул учителю вчерашний сосуд.

Прашанти посмотрел.

— Хорошо, объясни! – наконец произнес он.

— Вчера мы начали с камней, но они большие, тяжелые и острые, подобно большим делам, которые требуют больших усилий, знаний и аскез. Но что же стало с сосудом? Посмотрите, о учитель, его дно и стенки поцарапаны! Хорошо еще, что он не разбился, когда я помещал в него большие камни!.. А теперь, смотрите же, о учитель…

С этими словами Кшанти взял новый сосуд и насыпал на его дно небольшой слой песка, а затем немного гальки и только затем, сверху, положил камень. Потом он снова насыпал песка, гальки и опять положил камень. Так он заполнил весь сосуд.

Он показал учителю полный сосуд, а затем осторожно высыпал его содержимое рядом с двумя вчерашними горками. Получилась еще одна, из камней, гальки и песка. Кшанти протянул учителю пустой сосуд:

— Смотрите, «жизнь» осталась не поцарапанной! Сосуд такой же, как был вначале! Все усилия и аскезы были смягчены мелочами жизни…

Прашанти взял сосуд и внимательно осмотрел. Действительно, он выглядел, как новый.

— Что скажете, учитель? – Кшанти с нетерпением ждал ответа.

— Иди, тебя ждут твои ежедневные обязанности! Я подумаю… — сказал Прашанти, а когда ученик ушел, стал перебирать песок, гальки и камни. Он не ожидал такой находчивости от ученика, но прекрасно понимал, что его пример с поцарапанным сосудом – лишь уловка ума для… ума. Прашанти прекрасно понимал это. Надо было что-то придумать, иначе ученик, ухватившись за свою выдумку, так ничего бы и не понял…

* * *

На следующее утро Кшанти с трепетом ожидал ответа своего учителя. И не зря. Прашанти вышел во двор и остановился около холмиков с песком, речной галькой и камнями. Он твердо поставил два сосуда рядом с холмиками. Затем торжественно сказал, обращаясь к ученику:

— С сегодняшнего дня ты не должен пить воду, пока я не разрешу! – Прашанти сурово посмотрел на ученика. – За это время я тоже не прикоснусь к воде!

Сказав это, учитель вернулся в дом, оставив озадаченного Кшанти во дворе одного.

«Ничего себе…» – только и сумел подумать Кшанти. У него даже на секунду закралось подозрение, а не наказывает ли его учитель за «излишний ум», но, зная своего наставника, Кшанти отогнал эти глупые мысли и послушно начал пост.

Прошло два дня. Кшанти еле передвигался от жажды и давно уже не мог думать ни о чем, кроме воды. Он забыл и о сосудах — как поцарапанных, так и не поцарапанных — и о песке, и о камнях.

Страницы: 1 2 3

РанееНаставления в путь ДалееА ты?..

Читать похожее

Комментирование закрыто.