Цели человеческой жизни

Сервис

Когда пишешь книгу или статью, основанную на мудрости, почерпнутой из санскритских источников, всегда сталкиваешься с одной и той же проблемой: как быть с терминологией? Отказаться от санскритских терминов и выбрать какой-то более-менее подходящий русский словесный аналог или расслабиться и засыпать читателя незнакомыми или почти незнакомыми словами и терминами. У обоих подходов есть свои преимущества и недостатки. Понимая, что адекватного однословного перевода санскритских терминов все равно нет, я оставляют слова, но стараюсь тут же дать наиболее подходящий русский перевод в контексте. Так что иногда получается, что одно и то же санскритское слово в скобочках расшифровывается по-разному.

В этой главе я хочу подробнее рассказать о важной цепочке слов, которые часто появляются в других местах книги. Это основополагающие понятия для человеческого существования — цели человеческой жизни, или дхарма-артха-кама-мокша.

Сначала просто теория, упрощенный пересказ того, что же они означают.

Человеческая жизнь только с абсолютной точки зрения бессмысленна, с относительной же — в каждый момент жизни у нас есть та или иная цель. Как только желания и достижения прекращаются, прекращается и существование в теле (в нашем случае — в человеческом). Цели могут быть разнообразными, но все они относятся к четырем категориям:

1) Кама — желания и цели, связанные с телесными и эмоциональными удовольствиями и радостями. Другими словами, кама — это те удовольствия, которые могут принести нам пять чувств (вкус, зрение, слух, обоняние и осязание, включая сексуальное удовольствие), а также те радости и впечатления, которые генерирует шестое, внутреннее чувство — ум.

2) Артха — материальное благополучие, деньги, состояние, положение в обществе, социальный статус семьи. То есть артха — это все, что связано с социальным благополучием или неблагополучием человека. Его взаимоотношения с обществом и положением в нем.

3) Дхарма — исполнение обязанностей, человеческий долг перед родителями, семьей, страной, другими людьми, животными, богами, своей собственной сущностью. Человек, появляясь в этом мире, опутывается множеством обязательств и «долговых расписок».

4) Мокша — освобождение. В традициях, где нет личностного Бога, мокша считается высшей целью жизни. Желание мокши появляется после того, как истощены и обыграны остальные цели жизни.

 

Цели человеческой жизни выстраиваются в последовательности. Одна, условно говоря, правильная, другая — неправильная. «Условно говоря», потому что и та и другая цепочка все равно работают, но вкус у них разный.

 

1) Цепочка кама-артха-дхарма-мокша начинается с камы. То есть с желания удовольствий. И такое начало естественно для человека-как-животного и для обществ, где нет человеческой культуры. Едва рождаясь, мы уже хотим удовольствий: сначала еда, потом ощущения, потом пробуждается сексуальность. Маленький человек — это животное, которое может стать человеком, а может и остаться общественным животным, которого сдерживает от бесконтрольного потребления лишь социальная структура, а не внутреннее понимание.

Но так как человек разумен, даже начиная с камы, он через какое-то время (обычно еще до школы или, в крайнем случае, подростком) понимает, что удовольствия (игрушки, конфеты…) каким-то образом связаны с бумажками в папином или мамином кошельке. А еще спустя какое-то время молодой человек понимает, что, конечно, цель жизни — это сладко есть, сладко спать и иметь много женщин, но для всего этого надо много денег. И его цель начинает смещаться из категории камы в область артхи. У девушек такое смещение тоже происходит, но, в силу естественной женской природы, она надеется удовлетворить артха-потребность с помощью богатого принца.

Далее, большинство людей терпят поражение в артха-достижениях. Вернее, каждый достигает какого-то уровня социального и экономического благополучия или неблагополучия.

Действительно же богатеют и занимают достойное, соответствующее желанию, положение в обществе только те, кто понимают необходимость дхармы (есть еще те, кто ничего не понимают, но богаты, в хорошей семье и т.д., но это просто плоды исполнения дхармы в прошлом). Такой человек понимают, что его кама (удовольствия от жизни) и его экономическое благополучие зависит не столько от личных усилий и попыток силой извлечь из окружающих каму и артху для себя, а от того, насколько он сам дает каму и артху окружающим. Насколько он нашел свое место в жизни и насколько он исполняет долг по отношению к людям. На примитивном уровне это может выглядеть, например, так: если человеку предназначено петь, то он может просто петь, давать тем самым радость людям, а они в ответ будут делиться своей артхой.

Словарное определение дхармы: 1) «неотъемлемое свойство объекта», то свойство, без которого объект перестает быть самим собой. Несладкий сахар уже не может называться сахаром, поэтому дхарма сахара — сладость; 2) долг, обязанность.

Страницы: 1 2

РанееО разводах ДалееЛюбовь, которая не проходит

Читать похожее

Комментировать