Вайшнав промежуточного уровня

Сервис

Наше восприятие действительности искажено. В процессе духовного развития это искажение претерпевает трансформации. Нельзя однозначно сказать, что оно (искажение) уменьшается или увеличивается. Искажение трансформируется. Корнем искажения действительности является невежество и вожделение, которые проявляются в типе мышления «я – мое», когда в центр мироздания ставится концепция собственного эгоизма, а «моим» считается все, что возможно считать «моим».

Сам по себе вайшнавизм в своей чистой форме разрушает концепцию «ахам – мамети», ставя в центр Кришну и заменяя «мое» желаниями Кришны. Еще на более высоком уровне «ахам» превращается в отношения с Ишта-девом, когда собственное восприятие не рассматривается в отрыве от типа взаимоотношений с Господом, и состоит уже не из эгоцентрического самоощущения, но из расы с Ишта-девом. А изначально искаженное восприятие «мама» в своем чистом проявлении превращается в «мамату», чувство неразрывной близости.

Восприятие «моим» всего, что непосредственно связано с нашей расой приводит, в частности, к правильным взаимоотношениям с Самим Господом, Его спутниками, окружением и даже с материальным миром и его обитателями, если на таком уровне эти отношения еще сохраняются по той или иной причине.

 

Это предисловие важно для лучшего понимания «реализации», которая мне пришла сегодня, пока я оставался в селе Барда из-за поломки автобуса.

Итак, вайшнавизм приводит к смене материалистичного «ахам – мамети» на реальные «раса – мамата», но это – в идеале, на практике же преданный сталкивается со множеством нюансов продвижения по духовному пути. Эти нюансы мы обычно называем «проблемами». И этих проблем множество.

Я хочу разобрать одну, которая вдруг стала так ясна сегодня…

На определенном уровне развития преданный сталкивается (или может столкнуться) с феноменом очередной трансформации концепции «я – мое», когда он начинает воспринимать себя «хозяином жизни»…

Это уже не начинающий преданный, он имеет какой-то опыт духовной жизни… Его восприятие действительности не грубо-материалистическое, как у стопроцентного пракрита-бхакты, то есть уже не находится лишь в категориях кармы. Он уже имеет какое-то понятие о более тонких вещах. Он понимает, что Кришна – это не некая абстрактность, к которой почему-то надо стремиться. Кришна для него – это реальная сила, которая проникла в его жизнь.

Но на самом начальном этапе такого восприятия Кришны преданного подстерегает серьезная опасность. Попробую изложить…

Преданный на описанном уровне, как я уже говорил, начинает чувствовать себя «хозяином жизни», что в контексте означает ощущение: «Да, Кришна есть, но Он – для меня«! Здесь смешивается относительно правильная концепция «ахам» и неправильная «мама».

Откуда у преданного этого уровня (назовем его для краткости промежуточным уровнем) такое искажение концепции «мама»? Дело в том, что у преданного промежуточного уровня практически нет материальных проблем: ему удается все, что он задумывает, довольно быстро исполняются все, даже трудновыполнимые, желания; что бы он ни делал, обстоятельства как будто бы подстраиваются под него… «Хозяин жизни»… Меня поймут те, кто достиг этого уровня или сталкивался с подобным.

 

(Небольшое отступление: не надо путать промежуточного ваишнава с человеком просто с хорошей кармой. Внешнее проявление описываемого эффекта у них похоже, но подоплека – различная. Если у преданного с хорошей кармой все устраивается просто благодаря материальным законам, которые сработали бы в любом случае, даже если бы данный человек и не стал преданным, то у промежуточного вайшнава имеет место «эксплуатация духовной энергии в материальных целях». Это не совсем точное и корректное выражение с точки зрения сиддханты, но зато понятное.)

 

В конце концов, преданный начинает считать нормальным такое положение, а положение это означает, что преданный принимает служение Кришны себе под предлогом своего служения Кришне! Его цели лишь формально имеют правильный объект, но фактически – это искаженная «мама». Его достижение «духовных» целей (материального под предлогом духовного) приводит к следующему искажению: преданный промежуточного уровня начинает считать себя пурушей, когда Кришна в его жизни занимает положение не конечного абсолютного субъекта, а лишь объекта для удовлетворения «меня самого», который воспринимается как субъект.

Представление о себе как о пуруше полностью уничтожает шанти, внутреннее спокойствие, так как отождествление деятельности с собой и с собой, как управляющим этой деятельностью, приводит к нарушению внутренней уравновешенности при малейшем несовпадении желаний и внешних условий, которые, в конечном счете, лишь порождение трех гун.

Страницы: 1 2

РанееТеперь я знаю... ДалееБомж второго уровня

Читать похожее

Комментировать