Сначала дхарма…

Сервис

Раз за разом возникает спор в отношении подхода к развитию бхакти, премы и других высших ценностей бхакти-йоги. Некоторые практикующие утверждают, что достаточно знать цель, а остальное приложится автоматически. То есть, если приходит новый человек, которого интересует смысл жизни, Бог, духовность… то достаточно сказать ему: «сарва дхарман партиьяджья мама экам шаранам враджа…» и еще несколько подобных ключевых фраз. Или еще лучше: рассказать о гопи-бхаве, Голоке и манджари.

Мой опыт наблюдения за многими преданными и различными вайшнавскими группами говорит, что подобный подход не работает. Люди остаются такими же, как были, с такой же кармой, артхой и таким же уровнем понимания и развития разума, какими были до того, как «узнали сокровенные истины». Как правило, все, что добавляется от такого Сознания Кришны – чувство избранности, принадлежности к чему-то очень возвышенному, а так же лень и полная неспособность и, главное, нежелание, что-то менять в своей жизни, так как «самое главное», самое большое, что можно обрести в этом и всех других мирах, «уже обретено».

Такой подход – давать сразу то, к чему человек не готов, приводит к торможению в развитии даже у по-настоящему ищущих людей, так как самообман, который неизбежен при таком подходе, распознается труднее всего, а сами религиозные организации как правило склонны поддерживать самообман своих членов.

В результате, там, где хотят обойтись без подлинной дхармы, образуются общества осознанного и неосознанного лицемерия.

Следование пути дхармы, то есть последовательному росту и удовлетворению четырех основных потребностей человеческой жизни, защищено от такого самообмана и лицемерия в силу того, что каждый шаг и шажочек дхармического пути выверен по отношению к реальному уровню практикующего. Например, если человек хочет от этой жизни денег и славы, то его не «уговаривают» с абсолютной точки зрения, что это мусор, мешающий бхакти, и он сам не уговаривает себя, с тоской повторяя 64 круга и думая только о несбывшихся мечтах и неудовлетворенных желаниях. Нет, если желание таково, то и средства должны быть подобраны вначале для того уровня желаний, на котором находится человек. При этом высшая цель может (должна) быть фонариком где-то впереди.

Если человек хочет счастливой семейной жизни, то высшие истины и духовные практики тут только помеха, потому что для счастливой семейной жизни нужны совсем другие вещи, относящиеся к категории дхармы, а не пара-дхарме. Терпение, например, разум, понимание психологии, сострадание, удача, мягкость, умение быть выше животных побуждений, чувство долга… Чтобы в этом мире обрести счастливую семью требуется почти столько же усилий и удачи, как и для обретения Бога. Именно поэтому вайшнавские семьи редко благополучны: каждый рассматривает супруга как СРЕДСТВО, как временного попутчика в тоске материальной жизни, как вещь ДЛЯ ЧЕГО-ТО. Тогда как с точки зрения дхармы на уровне артхи и камы супруг – это и есть Бог или Богиня, которые даются раз и навсегда, для совместной жизни, переходящей из жизни в жизнь вплоть до духовных планет. Только семья, в которой есть такое понимание распространения и частичного экспансирования Пуруши и Шакти, может быть благополучна в этом мире и с материальной точки зрения, и с духовной, так как после естественного удовлетворения потребностей камы и артхи (а именно для этого в этом мире объединяются мужчина и женщина), интерес супругов неизбежно смещается в сторону мокши, а затем и подлинной жажды бхакти, свободной от желаний пройденных этапов.

Чтобы показать, почему духовный путь без дхармы – как правило ложный, я приведу наглядный пример из материальной жизни.

Кроме духовных поисков и миропознания, я занимаюсь созданием сайтов. Итак, если вы приходите ко мне, ничего не зная об этом, и спрашиваете:

- Как сделать сайт?

Я вам отвечу:

- Просто подбираете CMS, подходящую под ваши текущие задачи, заливаете ее на сервер, делаете для нее базу SQL, а потом натягиваете дизайн и все это доводите до рабочего состояния…

И то, что я ответил – правда. Именно так обычно и делают сайт, но, если вы только-только сели за компьютер, что даст вам мой ответ?..

Ровно столько же, сколько и ответ «просто отбрось все дхармы и отдай свою свободу воли Кришне» на вопрос новичка: «В чем смысл жизни?»

Если человек не знает ни что такое сервер, ни что такое CMS, ни как она заливается на сервер, ни что такое хостинг и домен, ни… то никакого сайта он не создаст. Точно так же, как никто не может познать Бога и этот мир без последовательных внутренних превращений, которые и называются путем дхармы.

© Максим Мейстер, авторский сайт — gopal.ru

РанееНе будьте животными, или Почему люди расходятся после четырех лет совместной жизни ДалееСказание о темном мире

Читать похожее

2 комментариев

  1. Сергей
    Окт 05, 2011

    Про создание сайта и «дхарму»

    Вы описываете в общих чертах технологию создания сайта с точки зрения программиста. Причём, в малопонятных для большинства людей терминах. Иногда существует множество готовых решений, которые дают тот же самый результат: люди получают сайт, созданный кем-то другим и воплощают свои замыслы. Или конструируют сайт из готовых блоков, подобно тому, как ребёнок собирает из конструктора. Нечто подобное происходит в культурах при соответствующем воспитании и образовании людей. Они получают готовый шаблон жизни. Далеко не все владеют искусством создавать эти шаблоны, но многие ими пользуются. Ещё меньше людей понимают всю специфику происходящего. То есть требуется не только знание технологии, но и другие качества: широта кругозора, интеллект, интуиция, предприимчивость и др. вещи. Поэтому и понимание дхармы разнится, не потому, что дхарма разная, а из-за того, что люди различаются по своим качествам. К кому-то всегда идут за советом, к другим за прибежищем, к кому-то за деньгами а ещё к кому-то с просьбой сделать что-то полезное. Вот это и есть дхарма- с точки зрения других людей. С точки зрения же индивидуальной, «сарва дхарман паритьяджа» означает оставление всех видов дхармы, не соответствующих Плану Всевышнего. Но исполнение дхармы как исполнение Божественной Воли. То есть отказа от дхармы в полном виде не происходит. Просто в исполнении дхармы человеку Кришна рекомендует опереться не на собственные силы, и мнение других людей, а на Бога. Это можно назвать как угодно — бхакти или санатана-дхармой. Но ведь Арджуна не перестал быть воином. Не перестал выполнять ту дхарму, к которой был предназначен. Потому что время мокши ещё не пришло… А время камы и артхи закончилось, наверное. И Арджуна исполнил дхарму, опираясь на помощь и волю Кришны, а не отбросил её. Но всё-же это была не просто технология — это было понимание Арджуны, которое и было обретено после выслушивания наставлений от Кришны.

    Ответить

Комментировать