Реальная нереальность

Сервис

— Здесь у нас только одна планета, потому что вопрос достаточно простой, — начал объяснять Шлеи. — Увеличиваем масштаб. Видите, типичная планета. Первичная стадия. В океане уже появились позвоночные, которые скоро выйдут на сушу, потому что в воде сложно жарить парпаретки! — Шутке никто не засмеялся. Студенты с интересом следили за происходящим на экране. — А вот они уже и выходят. Та-ак… Делятся на хищников и травоядных. Все, как обычно. Сценарий сначала почти везде одинаков. Потому что первая задача модели — получить разумную жизнь. Чтобы было кому отвечать на вопрос, пронизывающий мир… Ага, вот и первое травоядное взяло в зубы палку и сбивает с дерева плоды. Кстати, именно эти плоды — отличная начинка для парпареток…

— А бывает, что разумными становятся хищники?

— По всякому бывает. Все зависит от ключевого вопроса… Смотрим, смотрим! Видите, формируется цивилизация. Люди выращивают зерно, фрукты, разводят коров. Так-так! Важный момент — они научились делать топленое масло, необходимое для жарки! Смотрите, как резко ускорилось развитие общества после этого изобретения! А вот кто-то придумал парпаретки! Вот он, расцвет цивилизации! Внимание, сейчас кто-то ответит на вопрос, который мучает каждого жителя этого мира с самого рождения: как же жарить парпаретки, чтобы их корочка становилась не просто хрустящей, а покрывалась пузырьками… Ну же! Ну!..

Студенты стояли затаив дыхание и напряженно вглядывались в экран. Там какой-то мальчик подошел к маме, когда та готовила завтрак.

— Подожди сынок, сейчас масла долью, и твои любимые парпаретки будут готовы.

— Мам, а можно сделать так, чтобы у них была пузырчатая корочка? — спросил мальчик.

— Сынок, ну сколько раз можно объяснять, что это вопрос, на который нет ответа! Его бессмысленно задавать.

— Но почему? Я так хочу парпареток с хрустящей пузырчатой корочкой!

— Все хотят. Вернее, все когда-то хотели. Все мы в детстве мечтаем об этом, но с возрастом человек становится разумнее, мудрее и понимает, что некоторые вещи невозможны, а на некоторые вопросы нет ответов… Вырастешь, поймешь!

— Не, тогда я не хочу вырастать, — помотал головой мальчик, — потому что сейчас я верю и знаю, что парпаретки с пузырчатой корочкой существуют! И я даже знаю, как их сделать!

— Да-да, ты у меня умница! — снисходительно сказала мама и погладила сына по голове.

— Да, знаю, как сделать! — упрямо сказал ребенок.

— Ну и как, если не секрет? — рассмеялась мама, беря в руки очередную парпаретку.

— Перед тем, как опустить в горячее масло, ее надо смазать тонким слоем холодного!

— П-к! — раздалось из колонок. Студенты вздрогнули. Экран погас, а потом появился лист с отчетом. Многие начали быстро что-то записывать в тетрадях.

— Вот и все! — удовлетворенно сказал Шлеи. — Видите, как просто? Где-то там, на полигоне, среди шаров один очень маленький лопнул и втянулся в трубу, освободив место для следующего вопроса.

— Впечатляет… — сказал парень, стоявший непосредственно за спиной Шлеи. Моделятор гордо улыбнулся, а студент закончил: — Это какой же здесь процессор стоит, если без тормозов ворочает такую графику?!

 

— …Совершенно правильный вопрос, который обязательно задают! И каждый раз мне приходится искать новые слова, чтобы на него ответить… — экскурсия продолжалась. Сим бродил по полигону, иногда возвращаясь к группе студентов и слушая, что говорит дядя Шлеи. Было непонятно, хотелось много о чем спросить, но Сим помнил, что папа не разрешал.

— Почему? — удивился кто-то из студентов. — Если вопрос один и тот же, то и ответ должен быть стандартным.

— Ну, ответ, конечно, каждый раз примерно один, но слова приходится искать разные. Давайте, сегодня я опять попробую объяснять, как для ребенка, вон и наш Сим появился. Ты далеко не уходи, хорошо?..

Сим кивнул и спросил:

— А вы про что сейчас объяснять будете?

— Тут меня спросили про то, откуда в модели берутся разумные, сознающие… э-э-э… существа. Потому что создать вселенную, планеты, горы-океаны — это понятно. Даже жизнь можно создать до какой-то степени, в виде симуляции, например, но вот сознание!..

— А что такое сознание?

Шлеи улыбнулся, а потом показал пальцем на большой шар в отдалении.

— Вон та модель лопнет, тогда и узнаем… Сим, ты меня не отвлекай. Просто следи за мыслью.

— Значит, сознающие существа в этих моделях — это тоже симуляция, как и все остальное? — раздался вопрос из группы. Сим заметил, что вопросы задают одни и те же дяди-ребята, а остальные, разбившись на пары, незаметно о чем-то перешептываются, посмеиваются и обмениваются записями в тетрадях. «Зачем ходить на экскурсии, если все равно не слушаешь? — удивился Сим. — Странные они какие-то. А те, что в паре с девочками, наверное, плохо себя ведут. Они, наверное, и в школе за партами вместе сидят. Фу! Я бы ни за что не стал! С девчонкой! А эти даже улыбаются, будто и не наказаны вовсе… А вон те вообще за руки держатся! Жених и невеста, кушали тесто!»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

РанееСветлячок для Дамодара ДалееПроизводные разума

Читать похожее

Комментирование закрыто.