Ноя
30

Снижение качества современной литературы связано с пиратством?

Опубликовал -

Интересный вопрос обсуждается сейчас на одном из литературных форумов Imhonet-а): связано ли интернет-пиратство и снижение литературного качества современной фантастики. Речь идет именно о фантастике, так как форум фантастический, но жанр тут ни при чем, беседа актуальна почти для любого литературного творчества. Наш автор уже писал на подобную тему в статье «Денежная благодарность за неденежные радости интеллекта«, вывод которой был неутешителен:  «…Иначе все действительно талантливые просто будут искать альтернативные способы заработка, а так как они талантливы, то и найдут. А нам останутся или плоды фанатиков, которые готовы заниматься выбранным, даже не имея таланта и добиваясь чего-то просто тупым упорством и фанатической ожесточенность, или массовая псевдо-культура, профессионально сделанная, но не живая, созданная для прибыли одной стороны и нескучного потребления попкорна с другой». Сегодня беседа на ту же тему немного с другой стороны.

Итак, вот так задает тему инициатор беседы Андрей Левицкий:

«Наверное, мало кто связывает с пиратством падение литературного уровня фантастики. А ведь связь очевидна. Многие книги зачастую появляются в сети чуть ли не в первый же день продаж, как только они выходит на бумаге. Это означают, что несколько тысяч человек, вместо того чтобы купить книгу, качают текст из сети, причем подавляющее большинство — с пиратских, а не платных сайтов. А ведь 3-5 тысяч — это, по теперешним временам — полноценный  тираж. Выходит, фантаст средней руки мог бы получить почти вдвое больше за книгу, если бы не пираты. Сейчас тиражи в фантастике таковы, что на одни гонорары писатель не может прожить и вынужден работать где-то, тратить целый рабочий день на то, чтобы было что кушать. В итоге автору приходится писать книгу не утром-днем, когда голова работает, а вечером, на коленке, под соответствующие комментарии жены (мужа) и вопли детей, или в выходные, так что и отдохнуть некогда. Понятно, что хороший роман в таких условиях не написать. А если бы получал писатель больше, глядишь, целый день занимался бы книгой, продумывал, редактировал, оттачивал бы формулировки и образы — наверное, получше была бы тогда наша фантастика. Выходит, читатель сам же и виноват в низком уровне фантастики, о котором так много в последнее время говорят».

Точка зрения на самом деле весьма спорная, потому что нет такой уж прямой связи между творчеством и деньгами, полученными за него. Хотя… Мне трудно говорить. Если бы мне не платили за сздание сайта, стал бы я его делать? Какой-то, может, бы и стал, но большую часть — нет. Неужели и в творчестве то же самое?.. Не буду рассуждать, приведу наиболее интересные мнения из обсуждения. Мои комментарии будут в скобках и курсивом).

Скамандр: «Только тогда замкнутый круг получается: начинающий писатель по-любому пишет первые свои книги в условиях, когда заработок ему дает что-то другое. А читатель тем временем покупает фантастику низкого уровня, плюется и решает, а за что деньги то платить, коли она такая посредственная?
И наверное сколько-то человек в стране все-таки могут жить только писательской деятельностью, значит просто надо оказаться среди лучших по гонорарам, чтобы иметь возможность писать целый день с хорошо работающей головой. Кому-то же это удается… Вообще интересно даже, а сколько в России профессиональных писателей вообще?» (где-то я видел статистику, что в России только на гонорары от творческой деятельности живут меньше ста писателей, из нескольких десятков тысяч. Представьте, если бы, например, только сто зубных врачей могли жить на доход от своей профессии, а остальным надо было бы подрабатывать?)

Да и может писатель, по-настоящему хороший писатель, как всякий энтузиаст своего дела, это прежде всего не профессия, а призвание? Кафке, например, работа не помешала вовсе даже новое слово в мировой литературе сказать.» (самый неудачный пример, который можно было бы здесь привести — это Кафка, который из-за нищенского существования вынужден был чтуть ли не круглосуточно работать в конторе мелким клерком. Из-за чего у Кафки нет практически ни одного большого законченного произведения, да и вообще написал он мизер по сравнению с тем, что мог бы)

Grinev: «На мой взгляд, не пиратство порождает низкое качество, а высокое качество (и соответственно высокая цена) порождают пиратство… То есть в качестве унтер-офицерской вдовы выступает скорее производитель высокого качества, это издержки такие… 🙂 Но бездарному писателю, конечно, можно и приплатить, тогда у него появится время поменять одну бездарную сентенцию на другую… такую же… В то время как талантливый писатель как ваял так и будет талантливо ваять… на коленке ли… на толчке… или в доме творчества…

С пиратством, конечно же, нужно бороться… Но выставлять пиратство как причину низкого качества литературы?!! 🙂 Давайте лучше настоящих причин поищем…»

Ксордакс: «Если человек пишет ради денег, то и пишет он дешевый ширпотреб. Шедевры предполагают любовь к процессу». (слова человека, который не пробовал писать сам. В любом творчестве помимо вдохновения есть много нудной, противной творческому человеку работы, которую деньги призваны как бы компенсировать)

Показательный диалог:
— Да. мы воруем. мы «голосуем ногами» против бездарности заполнившей рынки. против офигевших литресов и других издателей задирающих цену. это моя форма протеста. кто скажет что протест это плохо — извольте идти нафиг!
— А в супермаркетах не воруете в знак протеста, когда там несвежий хлеб продают?
— Если буханка черствого хлеба будет стоить больше чем моя зарплата — то я не то что воровать — я революцию устраивать пойду! и это будет правильно. а кто не согласен ступайте прямиком в рабовладельческий строй и не протестуйте!

— Я таки не поняла, воруете вы в супермаркетах или нет. Давайте уточним во избежание дальнейшей демагогии — воруете ли вы в супермаркетах продукты, сравнимые по цене с ценой книги на бумажном носителе, на основании того, что эти или другие продукты в данной ценовой категории оценены вами как недостаточно качественные?

— Что касается отсылов к рабовладельческому строю в данном контексте, то лучше не позорьтесь, не демонстрируйте лишний раз дефектов в образовании и логике.

— Что касается воровства — пока нет. во первых не умею. во вторых в отличие от цен и ассортимента на книги — с продуктами в этом плане еще более менее. (и это все говорится всерьез. Хотя средняя цена лицензионной книги в интернете — 30 рублей, это на один-два проезда в городском транспорте или пакет хорошего кефира…)

Дед Ау: «…получается, что во всём виноват только читатель. (Он намёками, а я, так, сразу в лицо).
Ну какой нехороший пошёл читатель, чтоб его! Не читатель, а быдло какое-то. А мы тут такие чистенькие, беленькие и пушистые, возвышенные мыслью ещё горбатимся на него, ночами не спим, угодить пытаемся, а он(читатель) после всех наших трудом наглым образом плюёт нам же в лицо: И тиражи-то у нас маленькие, и оценить-то труд по достоинству не могут (потому что — быдло), да и ещё воруют в наглую, а потом опять же плюют. А я скажу так: читатель — это самое последнее звено в книгопроизводстве, и от него практически ничего не зависит. Он потребитель. А вот когда литературу перевели в класс бизнеса, вот тогда-то её качество и упало. И читатель в этом не виноват. Посмотрите сколько сейчас книг издаётся за свой счёт. А вы думаете, что их гении писали? Да, хрен два! Одна бездарщина, способная свои нетленки протолкнуть не в угоду читателя, а благодаря своим капиталам. (выделил жирным интересную мысль, которая требует серьезного обдумывания).

Там еще много интересного, обсуждение получилось длинное, так как тема актуальна и для писателей, и для читателей.

Категории : Эссе и статьи

1 Комментарии

1

Еще напоследок хорошее обращение к писателям от читателя процитирую. 🙂

Уважаемые писатели !

Проблема пиратства видится видится мне в двух аспектах:

Аспект первый, технического плана. Раньше люди покупали книги, т.к. никаких реальных альтернатив этому не было. Прошли годы, у старой доброй полиграфии появились конкуренты, и глупо удивляться и досадовать, что фокус с продажей книг проходит теперь с большим скрипом. Мир изменился. Книга само по себе — как носитель информации — стремительно устаревает. Она занимает много места, является источником пыли, и после прочтения становится фактически бесполезной. Хранение превращается в проблему, особенно в свете цен на недвижимость и мебель. Все вышесказанное относится равно и к пластинкам/дискам/кассетам. Пора прекращать торговать носителями и пытаться продолжать навязывать потребителю эту модель законодательно. Она уже не работает.
Аспект второй, социальный. Люди на постсоветском пространстве не привыкли платить за то, за что можно не платить. Да и неудивительно, если даже государство пассивно занимается пиратством и бездействием подталкивает своих граждан к этому. Я например точно знаю, что в УВД и Прокуратуре моего города нет ни единой лицензионной операционной системы. Говорят в некоторых странах можно оставить на скамейке кошелек, и забрать его на следующий день. Рассказывали что в Японии никто не озадачивается установкой на автомобили противоугонной сигнализации, хотя машины также ночуют во дворах. Попробуйте провернуть такое у нас. Воровство — оно у людей в голове. Глупо ждать, что пиратство вдруг исчезнет в нашем государстве, пока не изменится менталитет его руководства и жителей. Может быть наши внуки дождутся.

Ну и напоследок личный совет — создайте мне возможность заплатить вам за произведение не покупая книги. Я честный и не жадный человек, если произведение мне действительно понравится, я готов заплатить за него автору (а не издателю), чтобы он продолжал творчество не задумываясь о насущном хлебе. Платить издателю за полиграфию и маркетинг, и кормить икрой магнатов я не в состоянии. Книга мне не нужна, и так полки забиты. Чем проще будет мне это сделать, тем больше шансов, что я не брошу это занятие на пол пути. Думаю я не один такой. На западе эта модель дистрибуции работает хорошо, у нас хуже, но все лучше, чем ничего.

С наилучшими пожеланиями, и спасибо за внимание! Павел, 32 года, Томск