Мар
30

Писатели плачутся, или О продаже электронных книг

Опубликовал -

Прочитал два пронзительных текста двух замечательных писателей: Леонида Каганова и Евгения Гришковца. Писатели очень разные, а тексты примерно про одно и то же: как тяжело переходить привыкшему к бумаге и физическим носителям обществу к цифровому будущему. Вот как коряво написал. Тогда так: как тяжело творческим людям в переходный период, когда старые способы оплаты творческого труда уже не работают (или почти не работают), а новых не существует (или почти не существует).

Итак, сначала эти две очень интересные (не только для писателей) заметки:

Леонид Каганов: «По поводу пиратских оцифровок книги»

Евгений Гришковец: «Интересная складывается ситуация…» (статья по ссылке пропала, так что вынесена в комментарии ниже)

В целом, все, что написано в этих статьях – правда. Могу даже добавить фактов от себя и поплакаться третьим, но ни к чему. Хочу только поспорить с позицией Ллео. Да, продажа цифровых книг дает символический доход, на данном этапе даже отрицательный, если автор сам занимается созданием грамотных цифровых книг, не говоря уж о разработке и настройке сервисов по их продаже. Но дело не в доходе, а в принципе. Уже сейчас должна быть ВОЗМОЖНОСТЬ купить лицензионную электронную книгу (или музыкальный альбом), даже если никто ее покупать не будет. Потому что эта возможность со стороны автора – первый шаг в воспитании нового поколения потребителей.

Первое поколение информационного потребления – докомпьютерное. Когда информация передавалась только на физических носителях: книги, кассеты, диски (до появления легкодоступных переписывающих устройств).

Второе поколение, условно говоря, с 1998 по 2008 год, когда человечество немного обалдело от самого факта легкодоступности любой информации. Копирование фильмов, музыки, книг… Если бы не неожиданное второе рождение кинотеатров, то второе поколение потребителей убило бы киноискусство. Представьте, что нет кинотеатров, и все новинки люди тихо и мирно смотрят у себя дома. Затраты на «аватаров», «властелинов колец» и прочее остались бы прежними, сотни и сотни миллионов, а доходы — только до первого появления копии в интернете. Фильмов бы не стало. Снимали бы энтузиасты, а все профессионалы ушли бы в другие области.

С музыкой уже сложнее. Если бы не живые концерты, на которые люди еще ходят… Диски уже давно не прибыльны.

С книгами же, похоже, происходит то, чего пока избежали фильмы и музыка… И авторы разбегаются кто куда. В основном уходят в рекламу и креативные агенства, где вместо книг пишут рекламные слоганы (сравните цены, кстати — стоимость слогана примерно равняется гонорару за книгу для начинающего автора). Кто-то уходит в бизнес… Впрочем, я начинаю пересказывать содержание упомянутых статей (улыбка 😉

Так что единственное спасение я вижу в воспитании третьего поколения потребителей, для которых естественно платить за творческий труд точно так же, как за хлеб или мороженое. Хотя бы из чувства самосохранения – чтобы оставалось, чтО потреблять помимо общепита и любительско-энтузиастичных поделок. То, что приучить платить за интеллектуальный труд невозможно – неправда (сравните количество покупателей лицензионных программ сегодня и лет десять назад!) И вот первым шагом в этом воспитании должна быть по крайней мере теоретическая возможность эту плату внести. На данном этапе абсолютно неважно, будут этой возможностью пользоваться или нет. Она должна быть. Просто ради того, чтобы люди продолжали писать и читать. Именно поэтому я согласился сделать у себя на сайте возможность покупки лицензионных электронных книг «от автора», с самого начала понимая ее нерентабельность. Именно поэтому я не согласен с красивой, но несколько снобистской позицией Ллео («да ну, какие-то сто долларов накапает!»). Да, автор привязан к бумажной книге. Может, даже больше, чем читатель. Да что я говорю, в сто раз больше! Но это не отменяет факт, что бумажная книга заканчивает свою долгую и славную историю. Электронная альтернатива должна быть. И, повторю, не в деньгах дело пока что. Не в деньгах. А в головах. Правильным процессам в которых надо помогать, а не хвататься за умирающие способы распространения творческого труда.

5 Комментарии

1

Полностью согласен. Пока большую часть е-книг можно получить только в пиратской копии (правообладатель не разрешает честно продавать/покупать) нельзя ждать, что люди станут законопослушными и захотят платить. Никто сам зубы чистить утром не хочет. Это у людей воспитывают… А нас, к сожалению, воспитывают в прямо противоположном, заставляя пользоваться пиратскими копиями. И чем дольше это длится, тем сложнее будет (когда правообладатели вынуждены будут выкладывать книги в электронном виде) начинать приучать потенциальных покупателей, которые отучены делать так… Если не подсыпать в кошачий туалет каждый день свежий наполнитель, то (что ты с киской не делай) мочиться она будет вне туалета. А если подсыпать с первого дня и воспитывать, то вполне себе привыкнет…
Так и с е-книгой… Так что, господа правообладатели, подсыпайте свежие е-книги ежедневно…

2
Маргарита
31 марта, 2010 at 16:38

А как на счет самой просьбы Леонида Каганова? Вы-то САМИ купите его книжку или все-таки файл скачаете? 😉 Или «чукча не читатель, чукца писатель»?

3

Читать я этот роман собирался, даже уже нашел где скачать, как прочитал воззвание автора… Не скачал, но и купить бумажную то же не куплю, если не увижу каким-то чудом в наших магазинах. Потому что я на Украине обитаю, здесь ее и сейчас купить в принципе можно на том же Озоне, но доставка обойдется в 500 рублей. Итого, почти 800 р. за книгу… Это не дело. Возмущает, что Ллео как бы печется о честных читателях, отказываясь от электронных изданий своих книг, ему-де обидно, что электронную версию «все равно купят с десяток честных, а жадные останутся при своих и найдут где скачать нахаляву», и при этом он агитирует за покупку бумажных книг, которые не-москвичи вынуждены покупать по тройной-пятерной цене. И ведь тоже купят те же честные, только при этом переплачивая десятку посредников. Тогда как в электронном издании этих посредников может быть от нуля до одного.

Одним словом, ждем. Из уважения к автору качать пиратскую версию не буду. Ждем либо появления ее в украинских книжных, либо официальной электронной книги, либо появления в бесплатном доступе на _авторском_ сайте.

4

Наши хотят вступить в ВТО, поэтому ждать я надеюсь осталось недолго. Борьба с пиратством только началась тут и там всплывает информация о успешных судебных разбирательствах в отношении пиратов в интернете. Конечно хочется чтобы работа в этом направлении велась более активно. Лично я уже очень давно не скачиваю пиратскую информацию в любом виде. Никому не хочется работать вхолостую, но как человек может бросить заниматься любимым делом? Очень грустная ситуация. Кстати, забыла указать, чтобы вступить в ВТО, нам нужно в первую очередь отказаться от пиратства, и это задача правительственного масштаба.

5

Так как заметка в ЖЖ Гришкоцва недоступна, копирую ее текст:

Интересная складывается ситуация… Я бы сказал, обескураживающая, огорчающая. А тема вот какая…

Моя команда и я очень строго следим за тем, чтобы цены на билеты в театр на мои спектакли в разных городах и в Москве были если и высокие в партер, то уравновешивались бы недорогими на балкон или на галёрку. Это сложный процесс, но мы за этим очень строго следим. Я об этом писал неоднократно и grishk Евгений Гришковец и интернетпродолжаю реагировать на любые голоса и сообщения о высоких ценах. Мы строго следим за тем, чтобы цены на книги были разумными, постоянно интересуемся этим, получаем информацию из разных городов. Случались даже конфликтные ситуации, когда нам приходилось ставить чуть ли не ультиматум… Мы этим занимаемся, и будем заниматься, и будем прислушиваться к любой информации.

Также мы стараемся влиять на то, чтобы книги, диски доходили до самых отдалённых городов и регионов, следим за тем, чтобы они были в других странах. И опять же по хорошей цене. Это для нас совершенно принципиальная позиция.

За последнее время я получил много просьб поскорее выпустить видеоверсию спектакля «+1». Меня часто торопят, мол, когда наконец выйдет аудиокнига «Реки», спрашивают, когда будет новый альбом с «Бигуди», когда выйдет фильм «Сатисфакция»… Когда?… Всё это выйдет! Но очень хочется задать вопрос… Вопрос будет объёмный.

Я встречал очень много пиратских изданий моих спектаклей. Каких только не видел! И десять в одном, где спектакли соседствуют с фильмами «День радио» и «День выборов», и с двумя «Самыми лучшими фильмами». Видел диск на котором было написано — Джим Керри и Гришковец, на котором был фильм «Тупой, ещё тупее» и «Как я съел собаку». Видел шикарное издание полного моего собрания сочинений в красивом картоне, и оформление дисков было дороже, чем оригинальное. В Калининграде, в магазине недалеко от моего дома совершенно открыто продаётся всё мною сделанное в пиратском исполнении. Но я хочу сказать не о пиратах. За мой счёт они наживаются намного меньше, чем за счёт более известных или голливудских авторов. Я так — мелочь в пиратском океане. Я не о пиратах. Пираты совершают преступление, наживаются, отбирают деньги, заработанные чужим трудом. Я не о преступниках. Я о тех, кто качает из интернета… То есть, о многих, о многих людях, которые, наверное, очень хорошо относятся к тем, чьи произведения они скачивают.

У моей команды и меня сейчас довольно трудный период. Не просто дался спектакль «+1». Он оказался совсем недешёвым в производстве. Тяжёлым бременем, большим трудом и огромными временными затратами нам далось кино «Сатисфакция». А на него ещё нужно потратить много времени и труда. К тому же, основные создатели фильма ничего в процессе создания не получали, даже суточных…

Например, если бы не концерты, то наша раблота с «Бигуди» была бы абсолютно убыточна. Продажи альбома «Секунда» не окупили затрат на его запись и производство. При этом его знают чуть ли не наизусть многие, многие люди. Мне много раз протягивали нарезанные на «болванки» наши альбомы домашнего изготовления. Я слышу нашу музыку в качестве рингтонов, у многих она звучит из компьютеров. Пираты этот диск не пиратировали. А если и пиратировали, то немного. Даже им нет смысла это делать. Всё скачивается.

С экономической точки зрения безумием является изготовление любого музыкального видео. Это в нашем случае просто выброшенные на ветер деньги. При этом, даже самое скромное видео требует техники и работ.

Сейчас идёт работа над аудиокнигой «Реки». В ней будет использовано много классической музыки. Но далеко не всей классической музыкой можно воспользоваться бесплатно. Права на целый ряд произведений нужно оплачивать. Зачем? А чтобы было как надо! Чтобы эта аудиокнига звучала и напоминала старые радиоспектакли, которые мы помним с детства. Хочется сделать не просто наговоренный в микрофон текст, а особую аудиоверсию книги. Работа над этой записью уже идёт полгода, она близится к завершению. Над ней работало много людей, которые разыскивали правообладателей музыки, занимались правовыми, административными вопросами… Это помимо звукорежиссёра, оператора, режиссёра монтажа, меня, в конце-концов. Серж Савостьянов, как всегда, тщательно работает над оформлением. Мы, как всегда, рассматриваем разные варианты. Нет ни одной не существенной детали: ни в оформлении, ни в звучании. Работа над книгой «Следы на мне» была много проще. Хотя, мы тоже потрудились… И что? Сколько дисков было куплено? И при этом, сколько раз она была скачана и прослушана?!

Ровно то же самое касается выпусков DVD. Снимаем мы видеоверсию каждого спектакля пятью камерами, потом происходит длительный монтаж…. оформление, графика, длительная работа многих людей. И опять же, в этой работе только моя команда и я не получаем ни копейки. Если бы не дружеское финансирование, этих видеоверсий вообще бы не было. Дорогое удовольствие! И сколько оригинальных дисков покупается и сколько скачивается из интернета? Поверьте, ни один выпуск DVD ни разу не окупился. И так со всеми произведениями, которые можно получить в цифровом виде.

Благо, книги и спектакли ещё кто-то хочет читать и видеть вживую и в аналоговом виде (улыбка). То есть, получается следующее: своими спектаклями, живыми концертами, изданием книг моя команда и я деньги зарабатываем, и на эти деньги периодически делаем этакие широкие жесты, этакие дорогие подарки в виде видеоверсий, аудиокниг, музыкального видео, альбомов с «Бигуди».

Справедливости ради скажу, что периодически раздавались голоса, мол, как можно вам заплатить в интернете? Было много просьб организовать возможность как-то заплатить за скачивание. Мы тут же отреагировали. Мы связались с очень хорошими людьми, можно сказать, редкими для нашего времени энтузиастами, которые сделали сайт «Круги» «Круги» . Мы им предоставили всё, что у нас есть в самом качественном виде. Причём, это мы сделали после многочисленных просьб. На этом сайте есть так называемые «кошельки», куда можно заплатить столько, сколько кто пожелает. Скачать можно бесплатно, но есть возможность и заплатить. Это как бросить в шляпу уличному музыканту денег или не бросить. В этом смысле я абсолютно ощущаю себя в интернете, как нищий скрипач со шляпой.

Так почему я вдруг решил разразиться вот этим вот высказыванием? А просто я узнал, что за девять месяцев наличия такой возможности и присутствия наших произведений на сайте «Круги», откуда в том числе скачивается и скачивается то, что делаю я и не я один… за всё это время во всех кошельках собралось меньше двух тысяч рублей, а если быть точным, 58 долларов………… Даже если бы те, кто скачивал с «Кругов», заплатили хотя бы по рублю, сумма была бы больше.

Знаете ли, руки опускаются… Я конечно, буду продолжать всё это делать: и будет видеоверсия спектакля, и будет книга «Реки»…

Я понимаю, что каждый, кто скачивает музыку, кино, спектакль, как-то себя оправдывает, мол, в магазинах этих книжек нету, город мой далеко, или — я студент, мне не сладко — или — они без моего рубля не обеднеют, а кто-то может быть даже и не задумывается. Но почему мы тогда должны оплачивать студии, арендовать помещения для репетиций, оплачивать работу операторов, ночами между спектаклями сидеть над монтажом, покупать дорогостоящие инструменты, оплачивать авторские права авторов той музыки, которая звучит в спектаклях или аудиокнигах?… Почему-то нам это надо, почему-то мы этого хотим и почему-то кто-то, не задумываясь, берёт совершенно бесплатно результат чужого труда…

Фильм «Сатисфакция» висит огромным финансовым бременем на тех людях, которые его делают. И конечно, мы будем рассчитывать на прокат, на то, чтобы хотя бы вернуть долги и вернуть вложенные нами деньги. Я не говорю про заработок… А хотелось бы заработать, ооочень хотелось бы! Мы много трудились. Но поверьте, если фильм «Сатисфакция» даст возможность вернуть потраченные на него средства и сверх этого заработать хотя бы один рубль, то я буду считать это победой. А если он попадёт в интернет, то наверное, он многих порадует, на кого-то произведёт впечатление, кому-то категорически не понравится. Но его посмотрят много людей… Только мы очень постараемся, чтобы он в интернет попал как можно позже. Потому что нет надежды на то, что за него заплатят привыкшие скачивать кино люди.

У нас снят и готов документальный фильм, точнее, документальный сериал «Без сценария». Это огромная работа. Это довольно острое и совершенно документальное произведение. Но что с ним делать? Он совершенно не телевизионного формата. Выпустить его на DVD? Так на следующий день он окажется в сети, если не раньше, и все! (улыбка) Вот сидим мы и думаем: а зачем мы его сделали, для чего, и как вернуть хотя бы производственные затраты? Мы придумаем. Мы же это уже сняли, мы конечно же хотим, чтобы это вы увидели. Иначе, какой в этом смысл? Вот и весь мой вопрос.

Ваш Гришковец.