Апр
21

Ненастоящий мир, или Матрешка иллюзий (обзор фильмов по теме)

Опубликовал -

В моей еще ненаписанной книге под условным названием «Зачем все это?» есть раздел с ответом в стиле: «Этот мир создан искусственно или он нам просто кажется». Одна из гипотез, объясняющая все вокруг либо виртуальной реальностью для неких существ, для которых мы юниты в игре, либо игрой всеобщего сознания, либо… в общем, довольно много версий и предположений, которые объединены одной идеей: мир — игра, а люди в ней либо игроки, либо актеры, либо статисты.

Не буду пересказывать содержание глав книги из этого раздела, просто поделюсь своим небольшим экскурсом в мир кино. В те фильмы, где авторы размышляют над тем же вопросом.

У меня самого есть художественные размышления по теме:

Запрограммированный (2001) – рассказ о явной навязанности наших побуждений и стремлений извне или изнутри, но точно не собственной волей.

Только вдвоем (2004) – киберпанковский рассказ о мире-игре.

Реальная нереальность (2005) – мой личный шедевр, который я до сих пор не соберусь опубликовать

Нет, не было и не будет (2006) — о мирах, которые мы создаем

Люди Низачем (2009) – грустная зарисовка, наверное, навеяная фильмом «13 этаж».

Так вот, пересмотрев не так давно «13 этаж» и опять впав в тоску от его версии происходящего вокруг, я заинтересовался, а есть ли еще фильмы, рассматривающие теорию искусственности нашего мира, его запрограммированности, иллюзорности.

С текстовыми произведениями на эту тему я более или менее знаком. И с древними трактататами индийских мудрецов, и относительно современными авторами, которые придерживаются данного убеждения. Но вот видео-произведения как-то прошли мимо меня, так как я до 2008 года практически ничего не смотрел.

Итак, зайдя на тематический сайт-фильмотеку, я стал читать отзывы на «13 этаж», а затем обнаружил очень интересную строчку: «Если вам понравился этот фильм, то вас могут заинтересовать…» Не то, чтобы мне очень уж понравился «13 этаж», но это один из самых показательных фильмов-иллюстраций к теории «Весь мир – игра». Так что две недели я посвятил знакомству с фильмами в том же жанре. В этой заметке хочу кратко о них рассказать.

«Матрица» — классика, о которой можно и не писать. Человечество погружено в ванны, питающие тело, а сами люди живут в искусственном мире, который навязан им извне. Причем, сначала, это был мир-рай, где все было просто очень замечательно, но люди в таком мире перемерли от этого благополучия, поэтому создатели мира запрограммировали наш с вами вариант мира-программы, где есть несчастья, войны, терроризм, болезни, страдания и тому подобное, чтобы контраст и необходимость бороться с неблагоприятной внешней средой поддерживали наш с вами интерес к жизни.

Зачем все это надо создателям мира? Ну, в фильме приводится абсолютно бредовое, хоть и зрелищное объяснение, но чуть не в этом. Успех «Матрицы» объясняется не только спецэффектами, но и тем, что в фильме авторы, может, ненарочно, но сказали какую-то часть правды. Не зря же потом мироздание решило поглумиться над авторами, которые так его неприглядно преподнесли. Обиделось. 🙂

«Тринадцатый этаж» — в интернете пишут, что фильм прошел незамеченным, так как вышел одновременно с «Матрицей», но не имел ни спецэффектов, ни большого бюджета, ни звездного актерского состава. Но идеологически фильм бъет под дых сильнее «Матрицы». Мир – как матрешка реальностей, люди в которой – всего лишь марионетки для игры тех, кто находится на один слой выше. Безысходность такого положения угнетает, но выводы фильм не делает, оставляя их двум следующим фильмам.

«Нирвана» (фильм 1997 года с Кристофером Ламбертом в главной роли, не путать с одноименным русским фильмом 2008 года) — фактически «Нирвану» можно смотреть как продолжение «Тринадцатого этажа». Главный герой – программист, делающий игры для современного мира, погруженного в эти самые игры. Но с его последней игрой что-то пошло не так. Один из ее героев вдруг обрел самоосознание и с болью в глазах обратился к создателю: «Сотри меня и мой мир!» Понять его можно, так как его мир – это типичная ходилка-стрелялка на подобие «GTA» или «Сталкера». Или даже, пожалуй, «Контр Страйка», не знаю, знатоки меня поправят. Сам я ни во что подобное не играл. Суть в том, что есть игроки, которые оказываются в игре с целью — «всех убью, один останусь». И ожившему персонажу вдруг открылось его положение: либо убивай и сражайся, переходя с уровня на уровень, либо смирись, что тебя постоянно убивают. Фильм сам по себе мрачный, но вставки, когда показывают «мир итальянца», немножко эту мрачность разбавляет. Особенно понравилось, когда осознавшая себя программа («итальянец») попробовала пробудить сознание в другой программе (девушке древнейшей профессии, которая по сюжету игры должна была всего лишь направлять и развлекать игроков).

Внемля мольбе «итальянца», главный герой «Нирваны» решает стереть игру, но не так-то это просто, ведь «деньги уплочены», корпорация вбухала уже кучу бабок в раскрутку новой игры, а тут главный программист дает задний ход и хочет стереть работу, которая по сути ему уже не принадлежит! Начинается всяческая мрачная беготня в мрачнейшем мире главного героя. В конце концов он своего добивается, стирает милого итальянца с грустными глазами, а в награду получает сокровенное знание: что он сам — точно такой же игрок в мире, который для него создал кто-то…

«Экзистенция» — по бредовости, мрачности и отвратительности этот «шедевр» переплюнет оба предыдущих фильма вместе взятые! Суть же у него примерно та же: многоуровневые игры и отвращение нормального человека ко всей этотй виртуальности.

«Авалон» — еще один фильм о играх в играх, матрешках и встроенных реальностях. Фильм нудный, мрачный, затянутый и по-японски медитативный. Хорош разве что красивой фоновой музыкой.

«Темный город» — единственный фильм помимо «Матрицы» и «13 этажа», который можно порекомендовать к просмотру. Тоже мрачный, но без патологий «Экзистенции», бюджетности «Нирваны» и затянутости «Авалона». И, что мне особенно приглянулось, без тоскливой безысходности «13 этажа». Если не смотрели и собираетесь, то дальше не читайте, будут спойлеры. Фильм можно сказать, даже понравился, несмотря на то, что поначалу немного смешил «Борис Немцов» в главной роли.

Главный герой просыпается в мире, где все вроде бы нормально, но что-то явно не так. Тем более, что сам он ничего не помнит, и только обрывки воспоминаний из прошлого иногда проскальзывают в голове и служат путеводной нитью. Вот он по этой нити и ходит из одной локации в другую. И чем дальше, тем сложнее и непонятнее.

В конце концов истина открывается: все вокруг – это искусственный мир, созданный инопланетянами для того, чтобы понять людей. Сами инопланетяне на грани вымирания и похожи на бывших жителей «Пандоры», вкусивших плоды техногенной цивилизации. Инопланетяне эти украли целый город, забрали его к себе в «инопланетянщину» и давай ставить на людях эксперименты, чтобы разобраться, почему эта раса такая плодовитая.

Но, как это водится, что-то пошло не так, и главный герой, один из объектов эксперимента, вдруг обретает некоторые умения своих поработителей. Он восстает не без помощи друзей и любимой, а затем успешно мочит врагов и создает свой мир, который ему помнился из детства, с океаном и солцем. Концовка красивая у фильма, очень. Искупает всю его общую мрачность. Этот фильм не о играх, а о искусственном мире для экспериментов, то есть по сюжету он ближе к «Матрице», чем к «игровым» мирам «13 этажа», «Экзистенции», «Авалона» и «Нирваны».

Вот такой мини-обзор фильмов по теме игровой псевдореальности и «ненастоящности» мира. Если я что-то пропустил, подскажите, обязательно посмотрю и добавлю в список.

5 Комментарии

1

Классно! А как отсюда проснуться?

2
ИВанушка-ударчок
11 октября, 2011 at 09:37

Наш-мир матрица, реальная матрица, Вачовски показали правду-матрица наказала их, один стал женщиной, другой ещё хуже, в создании матрицы прослеживается истинная логика и мышление машин, мы рабы системы!

3

У Кастанеды хорошо описано, как выйти из матрицы — остановить мир!
А у Рамты, начиная с «Белая книга», как мы сами это когда то создали — наши души!

4

Вообще-то движение киберпанка создали учёные, особенно фраза физика Джон Уилера «всё из бита»(‘It from bit’) так что это не творение Вачовски, а всего лишь медийная интерпретация для широкой публике. Да что тут говорить если Копенгагенская интерпретация теряет свою силу, сейчас набирает оборот информационная как и говорил Уилер, так что Гейзенберг прости. Фильмы мне все нравятся особенно «13-этаж» и «Матрица» ну и «Тёмный город» тоже не плох, ещё можно сюда добавить фильм «Начало» про сновидение. Мне вообще интересно реальный ли наш мир? Или как по Нику Бострому, тоже самое попытаться опровергнуть «мозг в колбе» попробуйте ничего у Вас не получится так как мозг вообще на вход принимает только электрический сигнал и если полностью подделать сигнал на вход который генерируется нашими органами чувств то мозг не сможет отличить реальный сигнал от искусственного так как такого понятие для электричества нет, оно просто несёт потенциал для управления элементами(нейронами) и т.п для выполнения поставленных задач нашей ЦНС. Отсюда следует что мы в мышеловке так как нет истинности в этом потому-что есть сигналы которые что-то делают…

5

Всё хорошо, но спойлер к нирване зря добавил концовку.