Сен
19

Две стратегии заработка современного писателя

Опубликовал -

Почти в один день пришли две рассылки от двух современных русских писателей. Обе про одну и ту же проблему, оба писателя – примерно из одной «весовой» категории: не очень большие тиражи, относительная малая известность за пределами интернета и толковые, не попсовые, талантливые тексты.

Напомню суть проблемы

Современный автор не может зарабатывать так, как это делали писатели еще десять лет назад. Интернет с его возможностью мгновенного копирования любой информации, а в последние пару лет и быстрое проникновение электронных книг в жизнь даже старшего поколения, — снижает любые бумажные тиражи, кроме массовой жвачки для женщин и массовых же детективов. Вся остальная литература – на грани окупаемости даже для издателя. Авторы же зарабатывают такие гроши, что стыдно писать конкретные цифры.

Чем это грозит писателям?

Да особо не чем, так как по-настоящему талантливые авторы найдут применение своим способностям, фантазии и уму где-то еще. На писательстве свет клином не сошелся. Грозит разве что досадой и раздражением «работы не по-призванию». Ну так 90% людей так работают…

Чем это грозит читателям?

Исчезновением профессиональных писателей как класса, а следовательно и исчезновением по-настоящему качественной литературы. Возражения по поводу того, что, мол, настоящий писатель не может не писать, и даже должен зарабатывать где-то еще, а романы строчить по ночам на кухне, может высказывать только человек, который не пробовал написать что-то крупнее и сложнее электронного письма. Толковый роман – это полгода напряженного, изматывающего труда. Минимум полгода. Потом еще полгода надо приходить в себя. Причем, за полгода работы должно быть минимум отвлекающих факторов.

Не зря, например, Маркес, чтобы написать «Сто лет одиночества», просто бросил работу и сбежал в глухую одиночку: «…У меня была жена и двое маленьких сыновей. Я работал пиар-менеджером и редактировал киносценарии. Но чтобы написать книгу, нужно было отказаться от работы. Я заложил машину и отдал деньги Мерседес (имя жены, а не название машины). Каждый день она так или иначе добывала мне бумагу, сигареты, все, что необходимо для работы. Когда книга была кончена, оказалось, что мы должны только одному лишь мяснику 5000 песо — огромные деньги. По округе пошел слух, что я пишу очень важную книгу, и все лавочники хотели принять участие. Чтобы послать текст издателю, необходимо было 160 песо, а оставалось только 80. Тогда я заложил миксер и фен Мерседес. Узнав об этом, она сказала: «Не хватало только, чтобы роман оказался плохим».

Представьте, что Маркес написал бы это в наше время, и его новый роман не стали печатать тираж за тиражом, а просто напечатали на пробу 3000 экз., которые не продались бы, так как свежий гениальный роман тут же бы раскопировали в интернет бесплатно? Скажете, «он писал не ради продажи романа, а по велению души!»? Ага-ага, конечно, вот так вот без надежды продать роман и расплатиться со всеми долгами и писал…

Одним словом, текущее положение дел в писательско-издательском бизнесе для читателей отразится в том, что с каждым годом будет обнаруживаться все меньше и меньше хороших книг. И процесс этот уже идет полным ходом.

Что же делать писателям?

Что делать читателям – как бы известно. А что делать писателям, которые не хотят или не могут заниматься чем-то еще? Варианты ищут и пробуют сейчас многие. У меня тоже есть некоторый опыт, о котором расскажу в одной из следующих заметок. А пока – две стратегии, которые пробуют или планируют попробовать многим знакомые писатели. Я постараюсь эти стратегии просто описать, безоценочно, но ваше мнение, с точки зрения читателя, очень бы хотел услышать в комментариях.

Стратегия №1 (Леонид Каганов)

Первый автор занимает принципиальную позицию, по которой автор не должен получать деньги напрямую от читателей. Должен быть какой-то посредник в виде издательства, либо рекламный агент/спонсор, оплачивающий труд писателя, а плоды этого труда достаются читателям «бесплатно». Аргументы Леонид приводит разнообразные и интересные (цитаты из дневника Ллео):

«Моя религия запрещает мне приём пожертвований от населения, пока я здоров и не терплю нужды».

«На самом деле я не религиозен и у меня есть некая сложная и разветвленная иерархия соображений, по которым я считаю сбор читательских пожертвования для себя неприемлемым. Но это очень долго объяснять и есть риск не встретить понимания. Поэтому объяснить то же самое проще в религиозных терминах».

«Автору нельзя вступать в финансовые отношения напрямую с читателем — это порочная и вредная схема и для автора, и для читателя. По самым разным причинам — и финансовым, и творческим, и организационным. Почему — объяснять очень долго, да и уже пытался не раз».

«Поэтому, возвращаясь к предыдущим беседам в ветке, это все равно упирается в генерального спонсора, и это снова к вопросу о том, что лучше — работать или побираться. Я считаю, что работать. Поэтому лучшая альтернативная модель — не собирать копейки и позориться со всеми сопутствующими «вон там какой-то писака собирает себе на книгу, блять, а почему так много?», а сразу искать генерального спонсора (или трех разных), который получит взамен рекламу продукта в сюжете. Хотите помочь в поисках рекламодателя, желающего увидеть свой товар/услугу интересно обыгранным в сюжете фантастической книжки о 25 веке? Помогите. После чего книга выкладывается в сеть так же бесплатно, как телепередачи. Вы когда-нибудь слышали, чтобы телезрители собирали денег на продолжение съемок понравившейся телепередачи? Потому что модель шляпы на паперти нежизнеспособна, в 21 веке есть более эффективные модели финансирования бесплатного контента, которые использует ТВ и весь остальной медийный бизнес.»

Итак, первая стратегия современного писателя – ориентация на крупного спонсора, который так или иначе оплачивает работу писателя в обмен на упоминания своего продукта, бизнеса, имени, бренда (и так далее) в книге. Видели в современных фильмах или сериалах иногда показывают крупным планом пакет молока, пачку стирального порошка или бутылку пива? Вот это оно самое и есть.

Стратегия №2 (Юрий Нестеренко)

Так совпало, что вместе с рассылками Ллео пришли несколько рассылок Юрия Нестеренко, в которых он провел интересный эксперимент (по отзыву самого Юрия – успешный): сообщил, что у него есть новый рассказ, но выложит он его в сеть, только когда на специальный кошелек в интернете «падет» некая сумма денег. До этого автор  все выкладывал бесплатно, но, мол, раз вы всегда говорили, что, будь такая возможность, то перечислили бы что-то любимому автору за его книги, то вот вам такая возможность, посмотрим, какая там пропасть между словом и делом.

P.S. Пока писал эту заметку, нашел еще один показательный пример второй стратегии. Автор книжного фэнтезийного сериала (Владимир Коваленко) согласился немедленно взяться за работу над третьей частью, как только на счет скинут необходимую для этого сумму. Почитайте обязательно для более полной картины.

Вопрос и обсуждение

Уважаемые читатели, вот вам просто в качестве примера две стратегии. Какая вам больше нравится с точки зрения читателя? Какие еще стратегии для современного писателя, желающего остаться писателем, вы можете предложить?

P.S. Стратегия №3

Пока обдумывал писал заметку, обнаружил еще один интереснейший эксперимент, про который я думал еще год назад и все прикидывал, кто первым такое попробует?.. Смысл идеи в том, чтобы был некий централизованный ресурс, где представлены творческие люди и перечень их «детищ», а вот мы с вами, пользователи интернета, сами решаем сколько и кому заплатить. Например, понравилась вам книга такого-то автора, которую вы случайно нашли и прочитали в интернете, захотелось вам заплатить за нее. Идете на этот ресурс, находите имя автора и кладете на его счет какую-то денежку. Идея понятна?

Проверить, насколько жизнеспособен такой вариант оплаты творческого труда недавно решил портал Имхонет, организовав конкурс «Читательская премия Имхонета» (перейдите по ссылке за подробностями). В ее рамках некое количество спонсоров выделили некоторое количество денег, а затем стали раздавать из них всем желающим по 50 рублей (сейчас еще процесс продолжается). Эти 50 рублей вы можете либо тупо забрать себе, либо отдать авторам, которых выбрали эти спонсоры. Если не согласны с перечнем имен, то можете положить на счет в системе свои деньги и  отблагодарить ими любого автора по вашему выбору. Для этого на сайте есть специальная номинация «Читательская премия».

Несмотря на шум и резкую критику этого проекта со стороны нескольких писателей, я все же не могу понять их негодования. Ведь конкурс этот — не бизнес проект, а действительно интересный и важный эксперимент. Впрочем, уже сейчас понятно, что в данное время и в данных условиях такая система оплаты творческого труда не накормит ни писателя, ни музыканта. Достаточно зайти и сравнить «добровольные гонорары», сделанные спонсорскими деньгами и «гонорары» авторов, где надо тратить реальные (то есть не спонсорские, свои!) деньги. Одно утешает: большинство людей, похоже, все же отдают чужие деньги (выделенные спонсорами),  а не оставляют их себе…

Категории : Эссе и статьи

24 Комментарии

1

Вопрос сводится к наличию посредника. Думаю, он нужен. И стать таким посредником могут компании, предоставляющие виртуальное пространство. Полагаю, что со временем, информационное поле будет разделено между Н-ым числом игроков, которые дальше будут выяснять отношения между собой, с автором, читателем и рекламодателем.

2

То что происходит сейчас с тиражированием информации — мелочи не стоящие сколько нибудь серьезного внимания. Один отдельно взятый класс продуктов, да еще в некотором смысле воображаемых, сделавшись доступным никаких глобальных потресений не принесет.
Я с ужасом думаю о том дне когда технологии позволят копировать материальные объекты с той же легкостью, с которой мы сейчас копируем файлы. Вот это станет настоящим испытанием для человечества.

3

В мире, где право граждан на доступ к информации первично, в качестве такого посредника выступают библиотеки. В США, например, они покупают лицензию и платят (не они сами, а финансирующие их власти) за каждую «книговыдачу», давая гражданам е-книги БЕСПЛАТНО, а авторам — гарантированное роялти (авторское вознаграждение). Здесь «шибко умные» — опора системы
Там бизнес считает, что эксплуатация придурков экономически нецелесообразна… А у нас всё ещё бизнесом считается продажа невосполнимого углеводородного сырья… Здесь «шибко умные» — враг системы
так что менять надо экономическое устройство государства…

4

Добавил в заметку «третью стратегию». Посмотрите, любопытный эксперимент. И… все-таки… какая из способов оплаты вам _как читателям_ нравится больше? Проще говоря, что для вас приемлемее — читать бесплатно, но платить за это чтением проплаченной рекламы. Либо читать как оно есть, без авторских потуг угодить спонсорам и вставить что-то вам в голову, но при этом обязательно платить?

Или что бы вы могли предложить со своей точки зрения ЧИТАТЕЛЯ, потребителя творческого труда? Какую стратегию?

5

Какие-то сомнительные методы,на мой взгляд.
Думаю, что достаточно было бы всемирного контроля за всей выкладываемой информацией. Но, это тоже не лучший путь развития человечества.

Предлагаю коммунизм! Каждому по потребностям, от каждого по способностям. 🙂

6

я будущий исатель, и пока не вижу смысла ни в одном из вариантов,
первый, потому что сразу же после моей книги мне скажут (читатели подумают) «заказное», и , как в жж «отпишутся» от моей литературы.
второй- потому что я еще пока никому не нужна.
И еще, на самом деле, у меня хоть и есть электронач книга, и я предпочитаю читать ее, но любимые писатели покупаются мноб сразу по выходу книги, в бумажном варианте. Ждать нет сил. Выход — стать любимым писателем )

7

Саше:

> И еще, на самом деле, у меня хоть и есть электронная книга, и я предпочитаю читать ее, но любимые писатели покупаются мною сразу по выходу книги, в бумажном варианте.

Это будет работать еще от силы два-три года…

8

To Юлия
Существует такая мелкопакостная штука, как МАСШТАБНЫЙ ФАКТОР.
Вы хоть представляетте себе сколько будет стоить предлагаемый Вами «всемирный контроль за всей выкладываемой информацией»? Я даже не говорю о таких мелочах как презумпция невиновности, приватность и т.п.
Кто будет контролировать такие массивы?
Ручной контроль ВСЕЙ ВЫКЛАДЫВАЕМОЙ В МИРЕ ИНФОРМАЦМЕЙ, думаю, уже ни одному государству давно не под силу. Международные организации настолько бедны, что о них можно не говорить.
Поэтому, несмотря на огромное количество желающих целиком контролировать информационные потоки (У Оруэла, если не ошибаюсь, это называлось «Министерство правды»). Для реализации этого надо запретить Интернет и создать некую ДРУГУЮ сеть, где потоки «выкладывания» ограничены возможностями контроля…
Ну а компьютерный контроль выкладываемой людьми информации… Мне это кажется ОЧЕНЬ страшным и очень опасным…

9

ekniga
А как Вам коммунизьм с человеческим, а не собачьим лицом? 🙂

10

To Юлия
Коммунизм, как и царство божье, великолепны как философскаое понятие, но относятся к категории физически не реализуемых систем
_______________
У меня предложение к модератору: На этом уход от темы стоит и закончить

11

ekniga
А при чём тут модератор?
Это Ваше желание — не уходить от темы.
Вы его и реализуйте. :))
Для меня Царство Божие реальность, к которой следует стремиться здесь и сейчас. В том числе и в вопросах способа и образа жизни писателя.

12

Юлие: да, то, о чем вы говорите — тоже стратегия. Трансцендентная, так сказать. Суть ее в том, что если ты просто действуешь по своей природе и с желанием удовлетворить не свое эго, а Высшее Существо или как минимум порадовать людей вокруг, как проявления этого Существа, то Мир словно бы прогибается под твое стремление, и деньги приходят, и желания исполняются. Я много лет по такой стратегии жил и живу. Но сейчас мне, например, интересно немного поиграть по правилам этого мира, в бизнесмена, потом в писателя. Но это действительно не совсем по теме. Если вы заметили, в заметке никакой эзотерики — чисто практичные мысли и земные же методы.

13

«Это будет работать еще от силы два-три года…» — это повторяют уже лет 5.
Срок гораздо больше.

Сейчас уже крепко взялись за пиратов и бесплатные электронные библиотеки, идейных «распространителей» все меньше. Так что будущее у писателей вполне себе радужное.

14

ИМХО!!!
В принципе, можно зарабатывать писательским трудом в интернет, но:
1. Чтобы платить электронными деньгами, нужно положить реальные деньки в электронный кошелек. Как это сделать быстро и удобно бабушке Нениле из Малой Жмеринки, если автоматы такие есть в единичном количестве не в каждом областном/районном городе?
2. В магазине мы имеем право вернуть не понравившийся товар, а в интернете?
3. Электронный товар (книжка) должен стоить дешево, потому что из «производственных мощностей» нужен только компьютер и выход в интернет. Пока же я видел цены на уровне бумажных дешевых изданий.
Как резюме: зарабатывать можно, но не сейчас.

15

А почему надо обязательно выбирать между двумя этими вариантами? На мой взгляд, они хорошо дополняют друг друга. Молодые авторы могут работать по первому сценарию, именитые – пользоваться вторым, а там, глядишь, еще что то придумают. То, что главные герои ездят на конкретной марке автомашин или звездолетов, пьют водку указанной марки, и носят одежду какой то фирмы меня мало расстроит, если это будет нормально обыграно автором. Тут важно, что бы дух произведения был созвучен рекламируемой продукции и духу фирмы рекламодателя, это уже само по себе искусство.
Много интересных мыслей по этому поводу в книге Рольфа Йенсена «Общество мечты».
Можно пофантазировать на тему как еще может оплачиваться труд писателей. Труд писателя — общественно полезная практика, примерно так же как труд ученых, исследователей… Здесь может быть применимы те же мехнизмы финансирования что и у общественных организаций — гранты государственные и разнообразных неправительственных фондов, целевые пожертвования, меценатство, ранообразные аукционы, продажа атрибутов с символикой и т.п. Думаю, самого автора нужно осовбодить от работы по самофинансированию. Пусть этим занимаются специально созданные общественные организации, например образованные по тематическому признаку, например поклонники фэнтази будут сами искать новых талантливых авторов и искать способы их финансирования или собирать деньги на продолжение понравившегося цикла.
Ну в общем, если интересно кому то, могу поделится более подробно…

16

Стратегии 2 и 3 хороши. Зарегистрировался на имхонете и раздал деньги.
1я неприятна…

17

Друзья мои, безусловно, мнения могут разделиться, но как — то все время рядом аудиокниги, а они, похоже вполне определились, как очень перспективная индустрия. Если учесть интенсивность развития соответствующих технологий, минимум напряжения для все более утомляемых глазниц 🙂 это направление кажется более перспективным.

18

Наконец-то дописал продолжение этой статьи с изложением личного опыта: http://gopal.ru/news/?p=1097

19

To Alexandr
Гранты и т.п. — это средство поощрения труда, выложенного по свободной (CC и подобные) лицензии. Как правило речь идёт о некоем проекте, результатом которого является книга, выкладываемая для всеобщего пользования под свободной лицензией.
Автора кормит труд над проектом (оплачиваемый по гранту), а издание книги (статьи) — это условие получения гранта и не более того…
_______
Коммерческая (создаваемая для гонорара как источника существования) литература) ТАК оплачиваться не должна. Это, правда, моё мнение…
А вот вариации на тему «контент за рекламу»…
Очень я не люблю продакт плейсмент…
Реклама, на мой взгляд, должна быть явно выделена и обозначена как реклама и не должна людей вводить в заблуждение…
При этом условии я вполне за… (сам я, правда, предпочту купить экземпляр без рекламы, но у человека должен быть выбор…)

20

[…]В статье о способах заработка современных писателей я писал об опыте Юрия Нестеренко, когда он выкладывал […]

21

[…] который придумался после долгих размышлений на тему современного кризиса в писательском мире и вообще на тему оплаты […]

24

Просто ввести непомерный штраф за публикацию, скачивание обмен торрент и пр. в интернет. Уйти от бумажных книг и издательств, публиковать книги на совершенно иной платформе, в формате невозможном для копирования на специальных устройствах (Купил 1 электронную книгу и покупай подписки на книги, из-за размеров книги сканировать слишком нудно, а штраф на обмен в интернете книгами стоящими в подписке определить пресловутой стоимостью 3000 экземпляров в пользу автора). Стоимость этого электронного экземпляра будет гораздо ниже, чем книги соответственно авторы смогли бы получить больше обходя издателя. Доход автора зависел бы от того насколько его книги популярны. Стоимость экземпляра определял бы автор. Для контроля сделать робот поисковик который бы интернет прочесывал и блокировал домены за размещение книг под подпиской.
При желании можно сделать все что угодно. и стоить это будет не так дорого как кажется. Система должна быть международной, и стоимость книг должна быть в крипто-валюте. Просто авторов никто не хочет защищиать, тем не менее в век когда все копируется програмеры могут же зарабатывать на своих продуктах или это не так?