Янв
21

Будущее современного писателя, или Есть ли жизнь без издателя?

Опубликовал -

Это четвертый выпуск новой рассылки сайта. Не уверен, что стоит грузить своего читателя нашими писательскими проблемами, поэтому, возможно, в рассылке будет сокращенная версия или просто ссылка. А вот в этом блоге статья более чем уместна.

Немного интересных фактов из жизни писателей

Знаете ли вы, что покупая книгу любого автора, вы платите не за нее, а за следующую книгу этого автора? Понимание такого, на первый взгляд «парадоксального» правила, очень важно. Уже написанная книга — есть, никуда она не денется, рано или поздно ее можно будет прочитать бесплатно. Вот только если большинство будет именно ждать «бесплатно», новых книг от этого автора просто не будет. За прошедшие годы я много писал об этом в разных статьях, к которым отсылаю тех, кто интересуется темой:

А для всех остальных я просто кратко расскажу, что сейчас происходит в мире книг и писательского творчества.

Возможно, многие из читателей не знают, что прошлый год стал кризисным в книжном и издательском бизнесе. А этот год, похоже, похоронит его уже окончательно. Причина с одной стороны в том, что люди просто перестают читать, с другой — в том, что рынок переполнен некачественной литературой, в развалах которой найти что-то ценное все сложнее. А с третьей в том, что люди перестают покупать книги, предпочитая купить один раз читалку и рассчитывая все оставшееся время качать новые книги бесплатно. И вот если с первыми двумя причинами кризиса ничего не поделаешь, то последняя — очень грустная. У читателя нет понимания, что любой автор, книги которого не покупают, будет вынужден заниматься чем-то еще. Я, например, был вынужден перестать писать книги уже пять лет назад, а в прошлом году та же самая история коснулась уже 90% авторов, то есть практически всех, кроме некоторых звезд первой величины, которых, впрочем, накроет в этом или следующем году.

Логика очень простая. Чтобы написать хорошую книгу — нужен примерно год. Представьте, что успешный автор на гонорар с прошлой книги написал новую и выпускает ее. И представьте, что у всех, еще читающих людей, есть электронная читалка (замечательная, кстати, штука). Но никто из них не собирается платить за скаченную книгу. Вопрос очень простой: появится ли при таких условиях следующая книга этого автора?..

Ситуация пока безвыходная. На западе как-то проблему решили. Там даже появляются новые писатели-звезды, которые сделали имя и состояние на «взорвавшей» сеть книге. У нас пока такое невозможно, так как в голове каждого россиянина сидит въевшаяся мысль: все, что я получаю из интернета, я должен получать нахаляву. Грустно об этом говорить, но такой подход убивает современную русскую литературу в целом. Кто-то может сказать, туда ей и дорога. И я даже пойму такое мнение, потому что последнее время очень уж много книжного мусора. Но отношение такое неправильное и недальновидное, так как по закону Старджона только 10% чего бы-то ни было — хорошо. Но чтобы были эти десять процентов, должны быть и 90% балласта.

 

Настоящие читатели

Одним из решения проблемы я вижу в том, чтобы у каждого писателя формировалось свое сообщество настоящих читателей, которые ждут книги конкретно этого автора и готовы платить за его новую книгу. Но как это осуществить практически? Если у музыкантов есть фаны, которые готовы платить за билет на живой концерт, у создателей игр есть подписка и разные бонусы, которые пользователи покупают в процессе игры. У создателей фильмов есть зрелищные кинотеатры. У писателей же нет ничего. Доходит до смешного: обычный пользователь сети готов платить за какую-нибудь дополнительную броню к своему танчику в World of Tank или шлем всевластия в WoW, или даже за дополнительный набор смайликов в одноклассниках, но за книгу автора, которого читает — нет. Одна из причин: писатель, кажется, не может ничего предложить в «бонус» к своей книге. Даже дополнительных смайликов. 🙂 Электронный файл чисто внешне одинаков: что купленный легально, что скаченный с пиратских сайтов. И когда доходит до дела, то нам с вами трудно чисто психологически купить то, что буквально на соседнем сайте можно скачать «бесплатно».

Но, может, это только кажется, что писатель ничего не может?.. А если заглянуть немного в будущее и представить, что у каждого автора есть что-то вроде подписного листа, где «поселяются» только настоящие читатели. Сейчас востребованный автор знает, что если он напишет роман, то за него заплатит издательство. Скоро издательств, какими мы их знали, не будет. Бумажные книги уходят в прошлое. Но если у писателя вместо издательства будет подписная база реальных читателей, и автор будет знать, что стоит ему выпустить новую книгу, то большая часть из них ее купит?.. Зачем тогда издательства?.. Возможно ли такое будущее?..

Именно при таком варианте писатели могут предложить «бонусы», которых у них нет сейчас.

Так возможен ли такой вариант выхода из тупика?..

И вот подробнее об этом варианте на конкретном примере я расскажу в следующих выпусках рассылки. Но так как они будут уже касаться конкретных примеров, не уверен, что буду дублировать их в этот блог.

Категории : Эссе и статьи

6 Комментарии

1

В принципе сейчас идёт переход на агентскую модель издания. Понятно, что автор (если он хочет жить на гонорары) должен делать то, что он умеет — писать. А вот «хлопоты» (редактура, вычитка, макет, продвижение) должен взять на себя агент, который существует с доли от авторских отчислений. Маленькие авторские отчисления будут — не покроет он свои агентские издержки. Большие авторские отчисления будут — хорошо будет и автору и агенту…. Кстати, в этом случае (на мой взгляд) гораздо меньше случаев отчуждения авторских прав в пользу «дяди» будет
Например, такой Злотников… Явно права на серию «Император» отчуждены в пользу «дяди». Первая часть уже легально продаётся в Литрес, а второй, похоже, не будет до тех пор, пока «дядя» не распродаст тираж в твёрдом и мягком переплёте…. Как по вашему, много ли Злотников заработает на цифровой версии «Император-2»? Думаю, что немного и кивать будет издатель на злобных пиратов, которые сделали доступным цифровую версию и наглые читатели, которые (вместо того, чтобы ждать пока распродадут печатные издания) нагло читают те электронные версии, которые доступны
В то что это решение самого Злотникова я не верю — не смотрится он клиническим идиотом, способным разрешить легальную продажу первой части, но запретить легальную продажу второй части. Такую дурь может себе позволить только действующий «из лучших побуждений» издатель…

2

[…] Логика очень простая. Чтобы написать хорошую книгу — нужен примерно год. Представьте, что успешный автор на гонорар с прошлой книги написал новую и выпускает ее. И представьте, что у всех, еще читающих людей, есть электронная читалка (замечательная, кстати, штука). Но никто из них не собирается платить за скаченную книгу. Вопрос очень простой: появится ли при таких условиях следующая книга этого автора?..» (Читать статью целиком) […]

4

[…] январе я начал проект по созданию новой книги без посредников. И по сути, это самый настоящий краундфандинг. Я продаю […]

5

[…] так давно я написал, что кризис в писательско-читательской сфере накроет […]

6

[…] издательств: статья автора о писательском цугцванге, будущее современного писателя, о специальном издании […]