Май
19

Почему электронные книги надо покупать?..

Опубликовал -

Еще год или два назад вопроса о том, покупать или не покупать электронный контент (музыку, книги, видео…) даже и не возникал. Прошлый и особенно этот год как-то стал намекать, что не все так однозначно, и многие уже даже с интересом прикидывают будущее, где за каждый альбом, фильм или книгу надо будет платить. И реакция от таких прикидываний довольно однозначная: морщимся. Может быть, не только от понятного нежелания платить за то, что столько лет было бесплатным, а и от непонимания простого факта: любая отрасль, в которую перестали поступать деньги, — загибается. Факт-то простой, но толковых статей на эту тему — нет, в основном в интернете разнообразные споры на тему копирайта и антикопирайта, которые к самой проблеме творческого кризиса имеют отношение постольку-поскольку. Как и в любых спорах, полезного в них мало. Не зря в интернете для таких «бесед» используется хлесткое, но точное словечко «срач».

Недавно прочитал одну из таких толковых статей, которая несколько утрировано, но поясняет, почему, если ситуация не изменится, мы вскоре останемся без новых хороших книг. А может, уже остались?..

Знакомьтесь: Л. Каганов — Эра Водолея — ледниковый период литературы

Ну и замечательный иллюстративный материал к статье:

В комментариях под статьей — классический «срач», поэтому, чтобы не захлебнуться, повыписываю-ка наиболее характерные цитаты и мысли из самой статьи и из обсуждения:

«Но гравицапа может копировать помидор только пока он свежий и висит на кусте садовника — прошлогодние помидоры сгнили или съедены».

«Сегодня меняется информационный климат планеты, и какие-то информационные виды неизбежно вымрут, а другие адаптируются. Сейчас уже понятно, что музыка ушла в сторону живых выступлений, потеряв рынок фонограмм. Программы и компьютерные игры сумели выработать авторизацию, а в офисах — оперлись на закон, который исполняется даже у нас. Кино успешно развивается за счет эффекта кинозала и новомодного 3D. А вот писатели оказались вымирающей фауной, поскольку для них не нашлось способа адаптации. Поначалу стихию сдерживало неудобство чтения с монитора и затратность распечатки. Но если еще три года назад в метро народ читал журналы и книги, то сегодня все сидят с читалками и смартфонами. И абсолютное большинство контент не покупает.»

«»Заветную книгу» писатель может писать в стол всю жизнь, а остальных (порой лучших) мир имеет шанс не увидеть. При этом к писателю на порог стучится жизнь и умоляет писать — мыльные оперы, сюжеты игровых стрелялок, обзоры утюгов…»

«Ушли из любой отрасли деньги — отрасль умерла. Вот умерла короткометражная мультипликация. Во времена Диснея окупалась, сейчас — нет. Либо полный метр, который можно крутить в кино и продавать на DVD, либо сериал по дешевой технологии. Результат: коротких законченных детских мультиков больше не делают. Либо — дилетанты на коленке, либо раз в пять лет на случайный грант. Кто виноват, что дети не получают новых мультиков для передачи «Спокойной ночи малыши»? Художники? Телевизор? Дети? Рекламщики, которые не могут собрать кассу с детей? Никто не виноват, просто изменился информационный климат, и некоторые виды умерли.»

«На написание этой статьи я потратил два рабочих дня. Мог бы написать фантастический рассказ или главу книги. В любом случае я на творческой работе. Писать книгу намного тяжелее — там требуется больше души, статью — проще. Я бы, конечно, предпочел книгу. Но для статей работает экономическая модель, а для книг — уже нет. И поэтому мой читатель получает статью. Он прочтет ее, покивает или возмутится, выпустит пар в комментариях, а через неделю забудет. Но сегодня именно этот пар крутит экономический маховик, а не чтение книг с читалки.»

А теперь из комментариев:

«Очень надеюсь, что пейсатели наконец-то исчезнут, как класс. К чёрту монополию на навязывание читателю своей идеологии! Писательский талант — отнюдь не гарантия ни совести, ни порядочности, ни даже хотя бы ума. А значит, он не должен быть и конкурентным преимуществом в распространении своих идей. Добро бы ещё хоть своих, так ведь на самом-то деле давно уже идеологии Заказчиков — от «социальных» до самых обычных.»

«Писатель не может продать свой труд, подают его люди, имеющие доступ к механизму продаж. И им всё равно, что продавать: сегодня это книги, диски, завтра — лекарства от рака и т.д. Был бы спрос. Это профессионалы в своей области. На будущее литературы им плевать. Корень зла не в них. Просто сейчас идёт резкое изменение на литературном рынке. Когда море графоманских произведений затопит информационное пространство и возникнет дефицит по-настоящему интересных художественных произведений (а читатель эту разницу прекрасно чувствует), тогда и продавцы этого товара вынуждены будут покупать за деньги качественную продукцию, как это и происходит со всеми другими товарами.»

«Я бы тоже продолжала творить из любви к искусству, но на этот неоплачиваемый никем процесс уходит много времени, которое приходится отрывать от процесса добывания хлеба насущного.»

«Современный уровень технического развития позволяет полноценно заниматься творчеством каждому человеку. Только вот всем подавай квартиру побольше в центре города, тачку покруче, плазму побольше, мобильник понавороченней, отдыха на морском бережку подольше и т.п. И чтобы обязательно всё было не хуже, чем у других. А ещё надо, чтобы у жены тряпки не хуже, чем у других были, у детей всё не хуже, чем у других было.»

«Модель оплаты писательского труда изменилась и назад ничего не вернется, так что все, что написано выше, верно. С другой стороны, уже сейчас написано такое количество литературы, что прочитать все человек физически не в состоянии. Если останется 2 процента, от нынешнего количества авторов, это ни разу не уменьшит количество уже написанных книг. И есть шанс, что оставшиеся два проценту будут писать отличные книги. Так что Леонид прав во всем, кроме пессимистического тона. Нормально все будет.»

«С тех пор, как я купил Amazon Kindle, я не прочитал ни одной пиратской книги — потому что купить легально проще, удобнее, выгоднее.»

«(в ответ на сообщение, что пофиг на современных писателей, пусть загнутся, все равно написано так много, что читать не перечитать)… Угу, от книг полки ломяццо. Братьев Карамазовых-то давно перечитывали? У Достоевского одно собрание сочинений — 18 томов. Вот и читайте, а когда закончится — есть еще Лесков и Тургенев. Об актуальной жизни русского крестьянства до отмены крепостного права — ув-ле-ка-тель-ноооо!
Тырите-то небось написанное в 21 веке, да? Угадала? ;)»

«Генератор контента всегда будет иметь трафик, и чем качественнее контент, тем выше трафик. Если читатель будет знать, что можно не скачивать на либрусике не вычитанную кастрированную версию, а придти на сайт писателя и скачать оригинал, да еще пообщаться с автором, почитать доп.материалы по книжке, некий FAQ по ней — то все пиратские библиотеки уйдут в историю.»

«Аналогия с помидорами показательна. Высокую Литературу низвели до уровня продукта повседневного потребления. Вполне оправданно: большинство современных художественных книг — одноразовый продукт или вообще мусор. И возмущение тем, что пипл хавает, а бабки не отстегивает, выглядит забавно.»

«Неужели это все из-за пиратов? Едва ли пираты могут нанести ущерб малотиражным авторам (которые, в основном, и стонут, подписывают воззвания к своему президенту). Скорее пираты их раскрутят, если возьмутся копировать, потому что иначе вероятность быть замеченным стремится к нулю (повторю, на полках все одинаковые, а рекламировать всех «на всякий случай» издательства не могут, да это и абсурдно, они рекламируют только выстреливших, а выстрелить, в общем случае, как видим, можно только случайно, как в лотерее).»

«Я не против того, чтобы автор получил вознаграждение за труд. Но меня смущают несколько вещей, вот например одна: главные защитники копирайтов это не писатели-музыканты а издатели-продюсеры, которые с каждого заработанного на произведении рубля оставляют себе 99 копеек и очень хотели бы, чтобы так продолжалось и дальше. Вот этим пиявкам я совершенно не сочувствую. Надеюсь, что именно из нынешней интернет вольницы вырастет новая система, в которой деньги читателя получает действительно автор, а не неведомый дядя.»

«Слухи о смерти отрасли и ледниковом периоде сильно преувеличены. В общем выход довольно прост — надо создать заинтересованность в легальном приобретении «интеллектуального товара». Цифровая подпись и микроплатежи помогут…»

«Когда читалки станут такими же массовыми, как мобильники, и дешёвыми, как бумажные книги, ситуация улучшится.»

«Лично я, как ты помнишь, всегда предлагаю подождать год, пока я выложу книгу на своем сайте бесплатно. Но почему-то этот вариант не устраивает никого из тех, кто купить книгу «не в состоянии», а электронную читалку — в состоянии. Этим беднякам почему-то всегда надо и бесплатно, и раньше всех. Но сегодняшний выигрыш времени в дальней перспективе обернется проигрышем. Потому что из-за этого каждую следующую книгу по естественным причинам придется ждать уже гораздо дольше. О том и речь.»

«Человек, который купил «читалку» за 5-10т руб или комп за 10-30т руб, вполне может себе позволить раз в месяц купить книгу за 200-300 руб. Тем более, что на дорогу на работу он тратит около 100 руб в день, а на интернет около 500.»

«…какую бы книгу вы ни написали, 1000 читателей скажут, что понравилось, 1000 скажут, что не понравилось, а миллионы останутся равнодушны». Суть вопроса в том, что раньше книгу покупали 1000 читателей, а теперь 10, остальные качают бесплатно.»

«Cтатья прекрасна — не то слово как. Всё продумано, аргументировано и по делу. Собственно, нечто подобное произошло уже с аудиокнигой и радиодрамой (коими я прозанимался последние семь лет). Наивный человек, лет пять назад я еще пробовал увещевать по всяким форумам: ну не выкладывайте вы, ну хотя бы не сейчас, полгодика потерпите, пока тираж раскупится! Но выкладерасты и прочие робингуды интернета только улюлюкали, приводя по сути те же аргументы, что и в статье, традиционно завершая свои вопли чем-то вроде «хрен тебе, а не новый контракт, гыгыгы!» На что я иногда отвечал, что погодите немного, этот хрен к вам вернется — я-то найду чем себя занять, актеры тоже, а вот вам будет бабушка беслпатно перед сном читать. Что, в общем, и вышло…
И таки да, объективный процесс, ничего не попишешь. И пес бы с ними, аудиокнигами — но вот радиодраму мне жаль до слез и соплей. Как, к слову, и короткометражную анимацию.»

«Аудиокниги еще иногда читает Влад Копп, но когда-нибудь Samsung перестанет выделять деньги и на этот проект подкаста — по сути благотворительности там больше, чем рекламы плееров Samsung. Так что да — отрасль аудиокниг убилась намертво, и наверно еще раньше самих книг.»

«Лео, ты с предельно высоким разрешением картинки нарисовал картину катаклизма на томатных плантациях Фукусимы. Кайф. А делать-то что? Какие варианты?

1. Сторонне финансирование гонораров. Либо государственное, либо частное. Потанинский литфонд типа. Да, конечно, сформируются новые касты «писателей в законе» не подпускающие чужаков к алмазоносной трубе. Но кто может придумать идеальную модель?

2.Благотворительные виртуальные взносы. Вовсе не нелюбимая тобой «милостыня». Разница между первым и вторым — во всё той же этике. Грани очень тонкие. Подарить девушке букет из ста огромных роз – это наверняка её ошеломить. Дать ей подарочный сертификат от цветочного магазина на 15 тысяч и сказать: «Люся, сходи выбери себе букет» — это наверняка получить по роже. А экономика та же. Этика разная. Сказать писателю: «Поставь на пол шляпу я кину туда пачку баксов» — это унижение. Совсем другое — прислать ему емейл с открыткой: «Уважаемый Борис Натанович! Я рад, что могу осуществить свою давнюю мечту – издать Ваше правильное, каноническое собрание сочинений и прошу Вас принять авторское вознаграждение и включиться в работу по редактированию издания». Ничего похожего, верно?
Этика – вычурная штука. Ну кто, например, знает, что по понятиям за заработанные деньги не принято благодарить? Раз ты их заработал — какие благодарности? Раз благодаришь – значит, ты их не заработал, а получил в подарок.
Слава Логинов только что положил удачное начало схеме добровольной поддержки автора читателями. Это очень важно – что наряду с десятками тысяч «качальщиков» есть несколько сотен людей, желающих добровольно поддержать любимого писателя.

3. Книги «по подписке». В отличие от благотворительности – это коммерческая клубная схема. Продажа, а не пожертвования. Вывешивает писатель в своём блоге: «Я готов приступить к написанию продолжения Пикника на обочине. Стоимость персональной поимённой подписки 100 рублей (или 100 евро, неважно). Начну писать, когда поступят деньги от 500 (100, 1.000, 10.000) читателей. Им по завершении книги будет выслан файл электронной почтой самой книги и — в конверте – фирменная наклейка лицензионного пользователя этой книги. Обладатели 10 наклеек получают персонифицированную майку «Я, Сергей Битюцкий, читаю Стругацких в подлиннике», а обладатели 30 наклеек получают именную семигранную гайку «верный читатель» и приглашаются на мой ежегодный авторский конвент в Партенит со скидкой 50%.
Честная маркетинговая работа, никаких ужОсов.

4. Реклама, куда ж сегодня без неё? Рекламой давным-давно живёт всё телевидение и все гламурные шопинговые журналы. Телезритель зырит бесплатно, читатель читает бесплатно «аэрофлот» и «я покупаю», а рекламодатель платит 1.000 евро за полосу полиграфической рекламы или по 1000 евро за минуту эфира
Можно сколько угодно разоряться: «Этого вы никАгда не добьётесь, гражданин Гадюкин!». Но это же очевидное решение. Корректируется шаблон в формате fb2 и издательства продают рекламодателям под макеты (или – позже — под флеш-анимацию) площадь 2-ой страницы, модули, колонтитулы. Качай, читай, не обращай внимания на рекламу – твоё право. Всё честно.»

«Не имеет смысла стыдить человека, что он скачал книгу, если это сделать удобнее всего, и качают все. Пусть качают, чем быстрей загнется отрасль — тем лучше. Может тогда появится что-то новое или определенность в жизни, поглядим. Но призывы к совести — нет, ни к чему это. Потому что тогда придется объявить своих читателей бессовестными. А писать для бессовестных — нет желания никакого. Да и не так это — тот, кто скачивает книгу, делает это не всегда из-за отсутствия совести, просто так удобнее каждому в каждый конкретный момент, и ему кажется, что пустяк — делов-то на 20 рублей, никто из-за меня одного не обеднеет.»

«У меня, кстати, родилась уже идея — а зачем публиковать книги и рассказы? Написал — и пусть лежат. Считай свою миссию перед Вселенной выполненной. Не новичок ведь уже, мечтать поразить воображение всех современников. Десять верных друзей прочли — и хватит. Остальные прочтут через 10 лет или 20, когда что-то изменится или станет не важно. Во все времена писатели писали книги в стол из-за того, что их современники делали невозможной публикацию по разным причинам. Сейчас просто причина иная, смешная.»

«Есть нюанс: когда писатель ставит себе цель заработать денег и подходит к делу профессионально: с калькулятором, бизнес-планом, анализом рынка, затрат, рисков и т.п. То он быстро приходит к выводу, что писательство — наименее эффективный бизнес из всех возможных. И начинает торговать пылесосами или открывает палатку с шаурмой.»

14 Комментарии

1

На самом деле ничто не ново под луной. Похожее происходило с кинематографом. Когда появилось телевидение кинематограф дружно хоронили, а он не умер. Появились видеомагнитофону — опять хоронили, а он снова не умер. Появился интернет с торрентами и снова хоронили, а он, падла такая, все равно никак не сдохнет. Наоборот, выручка растет! Так же с музыкой. Подумать только 10 лет назад хором предрекали смерть музыкальному шоубизнесу из за пиратства. Так и с книгами все наладится лет через пяток. Когда кошелёк и телефон будут одним целым, купить книгу будет проще, чем искать ее в пиратских библиотеках, боясь подцепить вирус, получить спам, или вообще не то что ты ищешь.

2
Олег Михайлович
20 мая, 2011 at 10:07

Хотим мы этого или не хотим, но под влиянием времени издательская деятельность изменится. Этот процесс начался уже сегодня. И не вижу в этом ничего плохого — созрели новые условия и от того будем мы на это пенять или примем реалии сегодняшнего дня — ничего не изменится. А вот в том, что писатели как класс вымрут я очень сомневаюсь. Это ведь состояние духа человеческого и не сможет человек просто забросить это занятие, как бросить курить. В новых условиях книги и вся (в прошлом)печатная продукция перекочует на новый носитель — электронный. Е-ридеры станут дешевыми как пара килограмм бананов. А человечество привыкнет со временем к тому, что почитать книгу можно загрузив файл в свою читалку (потом появятся одноразовые читалки, как несколько лет назад были одноразовые фотоаппараты). А писатели смогут продавать свои произведения самостоятельно через Интернет или через соответствующие агенства. Да, в производственном процессе создания книги исчезнут те звенья, которые касаются печати на бумаге и логистика. Но при этом вся продукция станет гораздо дешевле. Ничего страшного. Просто мы вступаем в новый этап эволюции книги. А программисты позаботятся о том, как защитить содержимое цифровой книги для того, чтобы ее нельзя было несанкционированно копировать, т.е. обеспечат процесс продажи.

3

Недавно впервые покупал книгу в электронном виде. Неприятно удивила цена, сопоставимая с бумагой. Возник вопрос — за что? Затрат на печть нет, цепи посредников нет, магазина с персоналом нет, затрат на рекламу нет…

За книги однозначно надо платить, в отличии от музыки, конечно я понимаю, что у книги должен быть грамотный редактор + персонал интернет магазина — и всё. Больше затрат не вижу(автору там автоматически) — откуда тогда такая цена — непонятно….

4

А что не понятно?

>Вы не совсем понятно написали. Думаете у букленда есть хоть какие-то >серьезные объемы в продаже электронных книг? (не читалок Покетбук, а >именно контента). Серьезные объемы сейчас есть только у Амазона. На >постсоветском же пространстве рынок не сформирован и даже лидеры вроде >Литреса пока что на уровне «интересной новинки».

Вы не учитываете такой момент, что с каждым PockеtBook идет поставка книг в электронном виде, они не учитываются в объемах продажа но эти книги распространяются 🙂 и именно в этом я считаю украинский проект чем то сравнимым с Амазоном. А почему свой путь у них — все таки читалка на с Украины очень дорогая. Россия перестает читать, бумажные книжные магазины потихоньку закрываются, а для электронных книг нет доступных по цене «читалок». Очень бы хотелось увидеть в России лидера, который уже давно должен бы появиться….

5

>Вы не учитываете такой момент, что с каждым PockеtBook идет поставка книг в электронном виде, они не учитываются в объемах продажа но эти книги распространяются.

И за них идут отчисления авторам? Если нет, то такая практика только вредит, так как вместо того, чтобы воспитывать отношение к контенту, как к самостоятельно ценности, получается все то же: «купи читалку и забудь о тратах на бумажные книги» — лозунг, под которым сейчас продают читалки все, добавляя бесплатно диски с кучей книг. Я уже где-то в блоге писал об этом: на западе могут купить читалку ради книжки, которой не вышло в бумажном виде, а у нас покупают читалки исключительно ради того, чтобы перестать тратиться на книги.

6

2Виктор: Недавно впервые покупал книгу в электронном виде. Неприятно удивила цена, сопоставимая с бумагой.

Сколько и где? Просто интересно, год назад цены на электронные книжки были в районе 1-2 долларов у нас и в районе 5-10 долларов на западе.

7

[…] в своём отклике напирает на тяжкие последствия для отрасли отказа от […]

9

>И за них идут отчисления авторам? Если нет, то такая практика только вредит

Ну зачем же та сразу 🙂 Они пытаются наладить продажи книг в электронном формате вы зайдите к ним и посмотрите выбор уже очень большой. Жаль нет статистики сколько все же продано книг.

>на западе могут купить читалку ради книжки

А что же вы не приводите обратные примеры — когда читалку дают бесплатно ради того чтобы начали читать электронные книги 🙂

кстати новый сервис появился _http://www.bookmate.com

10

> Ну зачем же та сразу 🙂 Они пытаются наладить продажи книг в электронном формате вы зайдите к ним и посмотрите выбор уже очень большой.

Я в силу проф. интересов регулярно бываю на подобных сайтах. Был и у них, даже ради эксперимента написал им предложение о продаже своих изданных книг через их сервис, что было проигнорировано, несмотря на зазывалочку к авторам и правообладателям на сайте. Это явно указывает на отсутствие интереса у самих создателей сайта к пополнению библиотеки и ее развитию. К сожалению, пока подобные магазины — это только сильно вторичное приложение к читалкам. Тогда как должно быть наоборот — электронная читалка должна быть приложением к сервису продажи электронных книг. И, надеюсь, так и буде туже через пару-другую лет.

> новый сервис появился

Про этот новый сервис я писал больше года назад: http://gopal.ru/news/?p=569 🙂 Очень перспективный вариант, кстати, слежу за ним. До не давнего времени все мои книги там были, когда я удивленно написал, почему мои книги (причем черновики и недоделки, которые как-то попали туда через пиратские библиотеки) используются в коммерческих целях без ведома автора, они вежливо все убрали и пообещали в скором времени сделать цивилизованную работу с авторами. Ждем. Мне кажется придуманный ими вариант дистрибуции электронных книг интересным и потенциально выгодным.

11

> Я в силу проф. интересов регулярно бываю на подобных сайтах.

Я и хотел поинтересоваться ссылками на подобные сайты 🙂 Интересно есть ли у нас в стране все же безусловный лидер.
С хохлами даже история :-), правда я хоть добился ответа по электронке

«Мы не занимаемся массово изданием книг. Мы продаем электронные книги в виде файлов.»

но на это все и закончилось, видно много к ним народа обратилось с предложениями :-)и им наверное все же выгоднее продавать свою читалку уже напичканную книжками, за которые им ничего платить не надо…

А про bookmate я думал что это новый проект 🙂 так, так как там такое заманчивое предложение — как только начнем регистрировать частных лиц так сразу сообщим…, а если этому сайту уже год, то вряд ли он перейдет на работу с авторами

12

>М.М. Сколько и где? Просто интересно, год назад цены на электронные книжки были в районе 1-2 долларов у нас и в районе 5-10 долларов на западе.

Покупал на ЛИТРес. Получается, чтобы перевести деньги из Украины на сумму 72 рубля, мне надо потратить 50 грн!!!!!!!!!!!!!!!!!
72/28= 2,57 бакса а 50/8= 6,28 бакса. — на сумме книги получается очень невесело.

13

Нашли как платить, через СМС так и получается, причем, из этой суммы больше половины — вообще оператору связи. Люди, не платите через СМС! Есть нормальные способы оплаты, освоить которые — дело 10 минут.